Опыт № 1. Образование условного мигательного рефлекса у человека

Цель опыта: знакомство с методикой образования искусственного условного рефлекса.

Порядок проведения работы:

Безусловным раздражителем служит струя воздуха из резиновой груши, направленная на глаз. Условный раздражитель - свисток.

Условный рефлекс вырабатывают следующим образом. Дается звуковой сигнал свистком, через 0,5-1 с производят безусловное подкрепление. Делают несколько таких сочетаний с интервалами 5-10 с. Наблюдают образование условного рефлекса.

Пробуют выработать условный рефлекс при одновременном предъявлении условного и безусловного раздражителей и при условном раздражителе, предъявляемом после безусловного. Делают вывод об условиях выработки условного рефлекса.

Опыт № 2. Исследование кратковременной памяти. Зрительная и слуховая память.

Цель опыта: продемонстрировать особенности двух видов кратковременной памяти (непосредственной и оперативной), показать индивидуальные различия в зрительной и слуховой памяти.

Порядок проведения работы: используется “двойной тест” Л. С. Мучника и В. С. Смирнова. Обследуемому предлагают ряд, состоящий из однозначных чисел, например 3 и 2, 2 и 4, 4 и 5, 1 и 6 и т.д. Числа подбирают так, чтобы сумма их не превышала девяти, число ноль не используют. Обследуемый должен складывать в уме числа каждой пары и запоминать только результаты, которые затем воспроизводит в предложенном порядке.Опыт длится до тех пор, пока обследуемый не начнет допускать ошибки или пропускать результаты отдельных операций.

Объем оперативной памяти всегда меньше, чем объем непосредственной памяти (т. е. запоминание самих предъявленных чисел). Чем ближе к единице окажется результат отношения (оперативная память к непосредственной памяти), тем более полно обследуемый использует возможности непосредственного запоминания.

При изучении зрительной памяти пары однозначных цифр предъявляются напечатанными на карточке, при оценке слуховой памяти пары цифр зачитываются вслух или воспроизводится магнитофонная запись.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения. Роль гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в формировании мотиваций.

2. Теории памяти.

3. Условно-рефлекторное переключение

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

Тестовые задания из занятия 1 №№ 1-41 по разделу «Физиология высшей нервной и целенаправленной деятельности» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии»

Занятие № 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: