Структура и содержание общечеловеческих нравственных ценностей

Мораль или нравственность, как форма общественного сознания во все времена занимала важную роль в обществе. В древности слова «Этика», «Мораль», «Нравственность» обобщали в одном понятии «Этика», что в переводе с греческого означает, выражающий нравственные убеждения. Они выражают одну и ту же форму общественного сознания.

В настоящее время нравственное воспитание является неотъемлемой частью формирования личности, и включают в себя следующие понятия:

1. Этика – наука о морали.

2. Мораль – убеждение человека или особая форма общественного сознания, воплощённая в систему норм и правил, определяющих поведение людей.

3. Нравственность – совокупность исторически сложившихся принципов, норм и правил поведения людей, которые поддерживаются силой общественного мнения, традициями, привычками, системой воспитания личности убеждения.

4. Нравственная норма – правило или требование, определяющее как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации.

5. Нормы – определяют порядок взаимоотношений с людьми обществом и коллективом.

6. Нравственны категории - добро, долг, честь, совесть, справедливость, достоинство, счастье, доброжелательность, отзывчивость, милосердие, сочувствие, сострадание, гуманность, уважении друг к другу, любовь.

7. Нравственные идеалы – образцы нравственного поведения, к которым стремятся, взрослые и дети считая их разумными полезными и красивыми.

Основные нравственные категории:

 Добро,

 Зло,

поэтому соблюдение моральных требований, норм и правил поведения в обществе обычно ассоциируется с добром, а нарушение моральных норм и правил, отступление от них, характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества и совершенствовать своё нравственное поведение, это и приводит к моральному развитию.

Мораль явление историческое, т.к с изменением условий жизни меняются нормы и правила взаимоотношений с людьми. Поэтому многие нормы и правила поведения людей становятся общепринятыми.

Большую роль в формировании нравственности и нравственного поведения с играл В. А. Сухомлинский «Азбука нравственности». Он считал, что усвоение школьниками общечеловеческих норм нравственности является важным этапом формирования моральной культуры личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: