На формирование морального облика, нравственной зрелости ученика оказывают влияние все с кем взаимодействует ученик (родители, друзья, знакомые) и всё, что нон видит и слышит в повседневной жизни.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения школьников к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Технология нравственного воспитания учащихся складывается из трёх взаимосвязанных этапов:
1. Усвоение системы знаний о нормах и правилах поведения, которые достигаются нравственным просвещением.
2. Превращение знаний в убеждения в действенную волевую сферу.
3. Выработка на их основе общепринятых норм и правил поведения.
Все эти этапы должны быть взаимосвязаны, т.к в отдельности они не могут обеспечивать формирование нравственной личности.
Основные задачи школы по нравственному воспитанию школьников:
1. Раскрыть учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и обосновать их значение для общества и личности каждого ученика в отдельности.
|
|
2. Добиваться превращения общественных норм и правил поведения в глубокие личные убеждения учащихся.
3. Прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение нравственных норм и правил поведения в доме, в школе, в общественных местах.
4. Воспитывать не восприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой и общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.
Для решения поставленных задач, важно систематическое и целенаправленное воспитание у школьников нравственного поведения с ранних лет.
Младший школьный возраст | Средний школьный возраст | Старшеклассники |
- доступны понятия хороших и плохих поступков, т.е возможность различия понятий добра и зла, прилежное поведение и анализ сказки с учётом нравственных категорий. | - понимают что такое долг перед родиной, друзьями, педагогами, что такое честь и совесть, преданность, предательство и дружба. | - доступны понимания морального облика современного человека: - преданность отечеству, - скромность, - дисциплинированность, - ложь и лицемерие. Умеют соотносить нравственное поведение с нормами и правилами поведения современного общества |
Поэтому всё зависит от возраста учащихся и работу нужно начинать с нравственного просвещения учащихся.
Т.о. нравственным человеком нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения как глубоко осмысленные и привычные нормы поведения.
Формы воспитания нравственного поведения школьников включают в себя:
1. Читательские конференции по литературным произведениям с целью привития чувства патриотизма («Стран на свете много, а родина одна»)
|
|
2. Заочные путешествия. В этой форме активное участие принимают школьники (они готовят иллюстрации, планшеты, статьи, выполняют роль экскурсоводов, капитанов дальнего плавания).
3. Изготовления альбомов и газет на предложенные темы («Наш город», «Наше село вчера и сегодня»), объявляется конкурс лучшее сочинение, рисунок, фотография или рассказ.
4. Диспуты или дискуссии для старших классов («О прошлом и настоящем нашего народа», «О мужестве в бою и в мирное время»).
5. Походы и экскурсии школьников по местам важнейших событий.
6. Нетрадиционные формы (КВН, викторина, конкурсы, Поле-Чудес).
7. Ролевые и деловые игры, где дети берут на себя роли.
8. КТД (помощь старшеклассников в изготовлении скворечников, поделки для малышей, театрализация сказок).
9. Беседа за круглым столом на чистоту («Люди среди людей», «Один в поле не воин», «О ложном товарище и круговой поруке»).
ВЫВОД: Нравственные качества личности воспитываются в результате постоянной и систематической работы педагогического коллектива школы, родителей и общественности.