Обратный старт. Для того, чтобы быстро научиться этому действу, нужно максимально использовать то, чему вы уже уделили внимание. Поэтому, поднимите крыло передним стартом для удержания над головой. Теперь взгляд вверх и резко крутанитесь на 180 (т.е. станьте спиной к ветру) и тут же, плавно, задавите клеванты. Если необходимо, то, когда купол опускается на землю, сделайте один-два шага к нему.
Внимательно рассмотрите, в каком положении находятся перекрещенные лямки промежуточной подвесной системы. Как вы держите клеванты. Теперь, возьмитесь рукой за скрещение лямок (или строп) и сделайте полный оборот в сторону противоположную той, куда вы крутились раньше, перенося скрещение над головой. Ещё раз разглядывание. Представьте себе в какую сторону вам нужно будет повернуться, чтобы быть в правильном положении после подъёма крыла.
Снимите петли клевант с рук и прикрепите их на штатное место. Отцепите снова, возьмите клеванты в руки, повернитесь в положение "передний старт" и оцените: правильно ли вы их держите. Если всё нормально, значит вы справились с головоломкой, которая постоянно присутствует при этом виде старта.
Как держать стропы управления при старте? Да так, как вам удобно. Одно только зарубите себе на носу: они должны быть в ОДНОИМЁННОЙ руке. Можете представить себе ситуацию, когда после старта на небольшой высоте вы занимаетесь перехватом клевант и в этот момент случается складывание крыла... Комментарии излишни. Да и во время разбега, ловить, развевающиеся по ветру, петли - не самый лучший способ контролировать ситуацию. Лично я, при обратном старте, одеваю петли клевант на запястья. Этим я полностью освобождаю руки к манипуляциям с лямками, стропами и т.д. И очень легко "усмирить" взбунтовавшееся крыло. Достаточно бросить лямки и завести руки за спину.
Но поднимать крыло обратным стартом ещё рано. Потому что вы уже обратили внимание: стропы перекручены полуоборотом. И стропы управления тоже. Обучение управлению крыла, стоя лицом к нему, доводит до исступления инструкторов. Здесь всё не так. Нужно "отзеркаливать" движения. И тогда мы пойдём самым простым путём: зачем забивать голову глупостями, если можно дать команду мышцам.
Попросите помощника сложить "уши" расправленного крыла. Одно на другое, крестиком. И теперь раскройте крыло с помощью клевант. Упражнение не для тихой погоды. Вытягиваете стропу управления верхнего "уха" и (вот где мне пригождаются свободные руки с петлями на запястьях) подтяните немного первый ряд строп в центре крыла. "Ухо" взмывает вверх и, продолжая тянуть клеванту, можно сделать шаг-два в сторону, куда нужно расправить или просто крутануть корпус, давая натяжку всей половине основных строп.
Таким же образом открываете вторую половину крыла. Повторите упражнение ещё раз (или 100) и ваши руки будут теперь сами рулить крылом, до тех пор пока вы не подумаете про себя "как сделать?". Помните историю про сороконожку, которую спросили, как она ходит?
Второе упражнение: помощник собирает крыло в гармошку и вы расправляете его на всю ширину. И теперь третье, после которого можно поднимать крыло обратным стартом. Приподнимите крыло и перенесите его на 3-4 м вправо или влево. Сложного здесь ничего нет, просто нужно чуть отпустить стропы управления и крыло взмывает в воздух. Подтормозив его на высоте 1-1,5 м над землёй и помогая себе нужной клевантой, сделайте несколько шагов в сторону. Остановившись, вытягиваете стропы управления далеко за спину и делаете пару шагов навстречу ложащемуся на землю крылу.