Эволюционный подход к изучению культур: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур.
Антропология Г. Спенсера, Дж. Фрезера.
Концепция культуры в «философии и жизни» (В. Дильтей, Фр. Ницше, А. Бергсон).
Учение о ноосфере В.И. Вернадского и П. Тейара де Шардена.
Л. Уайт как основатель исследования культур в рамках целостной науки.
Диффузионализм и изучение культурных явлений через контакты между народами, столкновения или заимствования.
Принцип пространственно-временного перемещения отдельных элементов культуры или их комплексов. Понятие «культурного круга».
Концепция циклического развития общества и культуры.
Теория «локальных цивилизаций» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс и др.).
Понятие этногенеза в теории Л.Н. Гумилева. Этнокультурная доминанта.
Принцип универсального функционализма в исследованиях культур. Культура как теория потребностей в концепции Б. Малиновского.
Психоаналитическое направление в культурологии. Понятие «бессознательное» и культура (З. Фрейд). Архетипы и проблема целостности души (К.Г. Юнг). Психология религии, понятие «отчуждения» в анализе культуры (Э. Фромм). Теория мотиваций А. Маслоу.
Ценностная концепция культуры (Г. Риккерт, П.А. Сорокин). Культурологические теории русских символистов. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса), семиотика (М. Фуко, Ю.Э. Лотман).
«Человек играющий» и игра как феномен культуры в творчестве Хейзинги, Ортеги-и-Гассета и Г. Гессе. Игра и правосудие, судебный процесс как состязание, древняя форма защитительной речи.
Применяемые методы обучения.
Видео-лекция.
Видеоматериал, дополняющий основную часть занятия схемами, таблицами, фотографиями и видеофрагментами, иллюстрирующими изучаемую тему. Перед показом фильма преподаватель предлагает аудитории несколько ключевых вопросов. Они будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах (моментах) и проводить дискуссию. В конце занятия необходимо обязательно совместно со студентами подвести итоги и озвучить полученные выводы.