Методические рекомендации для преподавателя. Право и история художественной культуры тесно взаимосвязаны между собой, что проявляется в единстве процессов развития духовной жизни общества

Право и история художественной культуры тесно взаимосвязаны между собой, что проявляется в единстве процессов развития духовной жизни общества, отражающих объективную реальность. Право не может существовать само по себе – оно активно воздействует на все стороны общественных отношений: экономику, политику, идеологию, художественную культуру. В свою очередь, право испытывает влияние других сфер общественных отношений, в том числе художественной культуры: архитектуры, скульптуры, живописи, музыки и литературы.

Дисциплина «Право и история художественной культуры» выполняет ряд важных функций мировоззренческого и методологического характера. Она обобщает, систематизирует и углубляет профессиональные знания будущих правоведов, расширяет их научный кругозор и повышает общий уровень культуры. Это помогает индивиду выбрать правильный ориентир духовных ценностей, позволяющий успешно реализовать себя в общественной жизни и профессиональной деятельности.

Данная учебная дисциплина помогает расширить не только знания о правовом воспитании и правовой культуре, но и через призму истории художественной культуры развивать у студентов научные интересы, выработать комплексное представление об обществе, праве и государстве, а также о методах и средствах решения практических задач правоприменительной практики.

Учебный курс состоит из пяти разделов. В первом разделе рассматриваются общие вопросы взаимосвязи права и искусства, влияние образов художественной культуры в живописи, музыке и литературе на правовое воспитание и правовую культуру общества в целом и юридического сообщества в частности. Второй раздел посвящен проблемам права и правосудия, нашедшим отражения в изобразительном искусстве. Третий раздел раскрывает проблемы отражения в музыкальном искусстве политико-правовых идеалов конкретной эпохи. Четвертый раздел затрагивает вопросы формирования общественного мнения о праве, законности и правосудии в художественной литературе. Пятый раздел показывает политическое значение архитектурного и скульптурного искусств, в рамках которых были созданы символы и образы государственной власти и правосудия.

Таким образом, содержание курса включает в себя пять разделов, объединенных в двенадцать тем, которые изучаются по следующей системе:

· предметно-проблемная лекция;

· самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы;

· самостоятельная работа по изучению памятников архитектуры, полотен живописи, произведений музыки и литературы;

· подготовка докладов и сообщений, написание рефератов, выполнение заданий по самостоятельной работе;

· закрепление изучаемого материала на семинарских занятиях.

Перед проведением лекции необходимо составить план лекции, продумать методику чтения лекции, с целью доступности иллюстративного материала использовать цветные слайды, компьютерные технологии. Студентам следует дать рекомендации по конспектированию излагаемого материала и организации самостоятельной работы по его закреплению.

В лекциях, посвященных идеям о праве и правосудии в музыке, необходимо использовать воспроизведение музыкальных произведений в аудио- или видеозаписях и по возможности вокально-инструментальными средствами.

В лекциях о художественной литературе, в которой представлена юридическая тематика, отбираются наиболее характерные, значимые для достижения цели спецкурса произведения. При этом студентам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с наиболее поучительными и яркими первоисточниками. Возможна организация встреч студентов с современными писателями, обращающимися в своих произведениях к юридическим темам.

В лекциях (как и на семинарах) об отражении права в изобразительном искусстве (живопись, художественная графика, скульптура) необходимо использовать цветные диапозитивы (слайды) с репродукциями изучаемых произведений.

Для проведения семинарских занятий преподаватель заранее задает вопросы домашнего задания. При обсуждении докладов и проблемных вопросов необходимо отметить положительные стороны и обратить внимание на неточности или ошибки, подвести итоги семинарского занятия, сообщить тему следующего занятия, поставить конкретные вопросы, указать основную и рекомендованную литературу для ее изучения. Подготовленные студентами рефераты по отдельным вопросам семинара обсуждаются в середине семинарского занятия.

Удельный вес занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, определяется главной целью подготовки бакалавра юриспруденции, особенностью контингента обучающихся, а также содержанием изучаемой дисциплины в целом. В учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

В целях контроля над успеваемостью студентов преподаватель может провести самостоятельную работу в форме тестирования или контрольной работы. На семинарах преподаватель может проводить контроль в форме индивидуального собеседования с отдельными студентами, выявляя их ошибки, и давать рекомендации по рассматриваемым вопросам и ответам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: