Методические указания для студентов. «Право и история художественной культуры» как учебная дисциплина направлена на более углубленное изучение и усвоение правового материала через нетрадиционные

«Право и история художественной культуры» как учебная дисциплина направлена на более углубленное изучение и усвоение правового материала через нетрадиционные методы, способы, художественные образы, созданные в сфере искусства, повышающие мотивацию к учебе и способствующие развитию научного интереса студентов к юридическим наукам.

В лекциях преподаватель освещает основные темы спецкурса, показывает отражение правовых идей в живописи, музыке и литературе, позволяющее взглянуть на развитие государства и права через созданные определенной эпохой художественные образы. Отдельные темы данной дисциплины, согласно тематическим планам, студенты должны изучать самостоятельно.

На практические занятия выносятся наиболее трудные, проблемные темы изучаемых разделов. По согласованию с преподавателем студенты могут подготовить самостоятельно доклады, которые зачитываются и обсуждаются в ходе занятия. В ходе семинарских занятий могут быть проведены письменные контрольные работы.

Для более глубокого и прочного закрепления полученных знаний, приобретения навыков научно-исследовательской работы предусмотрена подготовка студентами-бакалаврами рефератов по вопросам отражения права в произведениях искусства. Список рекомендованных тем рефератов приведен в данном учебно-методическом комплексе. Студенты могут сами выбрать интересующую их тему и после обсуждения ее с преподавателем подготовить реферат. Особое внимание рекомендуется уделять вопросам правового понимания идей-образов в искусстве, затрагивающих и отражающих проблемы законотворчества, правоприменительной и судебной практики. При разработке темы реферата следует активно использовать произведения искусства и литературы. Искусство и литература отражают не только объективную реальность, дают ей оценку с точки зрения эстетического восприятия, но и формируют нравственную позицию личности в отношении к проблемам развития государства, права и правосудия, влияния морали на законодательство и правоприменительную практику.

При подготовке к семинарскому занятию, написании реферата или доклада, выполнении самостоятельной работы студенты имеют возможность воспользоваться консультацией преподавателя, а также материалами данного учебно-методического комплекса.

Подготовленный реферат на последней странице должен иметь список использованной литературы. В тексте работы обязательно нужно цитировать использованные источники и в подстрочном тексте оформлять ссылки на цитируемые источники. Объём работы – до 15 страниц машинописного текста. Рефераты выполняются студентами очной формы обучения и рассматриваются как форма подготовки к семинарским занятиям и зачету.

Самостоятельная работа студентов является основным видом деятельности по изучению лекционного материала, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, альбомов репродукций. Она включает посещение музеев и художественных галерей, выставок, прослушивание музыкальных произведений, подготовку докладов и сообщений к семинарским занятиям, написание рефератов, эссе, выполнение домашних заданий.

Самостоятельная работа начинается с подбора необходимой литературы, данной в списке к программе курса и в планах к семинарским занятиям. После получения задания студенты приступают к выполнению задания, используя лекции, учебную и дополнительную литературу. По результатам изучения составляются конспекты для уяснения изученного материала.

По итогам изучения дисциплины предусматривается проведение зачета. К зачету допускаются студенты, систематически посещавшие занятия (лекции и семинары) и показавшие уверенные знания по изучаемой дисциплине.

В данном пособии приводится перечень вопросов для проведения зачета.

Планы практических занятий

Тема 1. Основные теории и школы в мировой культуре

Вопросы для обсуждения:

I. Концепция культуры в «философии и жизни»:

— В. Дильтей,

— Фр. Ницше,

— А. Бергсон.

II. Учение о ноосфере В.И. Вернадского, П. Тейара де Шардена.

III. Биосферный подход К. Лоренц: рационализм К. Леви-Стросса, М.Фуко; иррационализм К. Ясперса и К. Юнга.

IV. Феноменологическая концепция культуры Э. Гуссерля.

V. Эволюционный подход к изучению культур: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур Л. Уайта.

— Антропология ранних эволюционистов: Г. Спенсера, Э. Тэйлора, Д. Моргана, Дж. Фрезера.

— Культурологический подход к антропологии: Б. Малиновского, К. Леви-Строса, Э. Фрома, А. Кребера.

— Диффузионализм культурных явлений через контакты между народами.

— Принцип пространственно-временного перемещения отдельных элементов культуры или их комплексов.

— Понятие «культурного круга».

— Концепция циклического развития общества и культуры.

VI. Социология культуры П.А. Сорокина, Г. Маркузе.

— оптимистические концепции И. Гердера. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. Теория единого индустриального общества Р. Арона. Теория постиндустриального общества Д. Белла. Теория «локальных цивилизаций» Н.Я. Данилевского. О.Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса.

— Понятие этногенеза в теории Л.Н. Гумилёва. Н.А. Бердяев о природе культуры и её связи с цивилизацией. Этнокультурная доминанта. Принцип универсального функционализма в исследованиях культур. Культура как теория потребностей в концепции Б. Малиновского.

VII. Понятие «бессознательное» и культура.

— Психоаналитическое направление: З. Фрейд.

— Архетипы и проблема целостности души К.Г. Юнга.

— Психология религии, понятие «отчуждения» в анализе культуры Э. Фрома.

— Теория мотиваций А. Маслоу.

VIII. Ценностная концепция культуры: Г. Риккерт, П.А. Сорокин. Культурологические теории русских символистов

IX. Культура как совокупность знаковых систем:

— структурализм К. Леви-Стросса.

— семиотика М. Фуко, Р. Барта. Ю.Э. Лотман, Э. Кассирер.

X. Концепция культуры как игры

— «Человек играющий» и игра как феномен культуры в творчестве Й Хейзинги.

— Культурологическая концепция Г. Гессе.

— Ортега-и-Гассет Х.: «восстание масс» и культура.

— Игра и правосудие, судебный процесс как состязание, древняя форма защитительной речи.

Применяемые методы обучения:

Публичная презентация проекта. Студентам предлагается подготовить слайд-презентацию направлений, школ, течений в культурологи, в соответствии с их пониманием задания, используя мультимедийное оборудование. Это позволит эффективно и наглядно представить содержание изучаемого материала, акцентировать внимание на сообщении, которое несёт научно-познавательную информацию, проиллюстрировать его, наглядно и вдумчиво рассмотреть и записать ключевые моменты. Применение интерактивных элементов улучшить восприятие публичного выступления.

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: