Чтение литературы

В зависимости от целей, чтение может быть:

· просмотровое – используется для составления общего впечатления и предполагает беглый просмотр текста: читается титульный лист, аннотация, оглавление (оно дает план содержания), введение (здесь обычно обозначены вопросы, раскрытию которых посвящена работа, нередко намечен метод изложения), заключение (содержит резюме основного содержания);

· ознакомительное (выборочное) – используется для выяснения определенных вопросов, которые находятся в разных источниках, а также с целью сравнения, сопоставления информации, выработки собственной позиции по данному вопросу;

· изучающее – предполагает внимательное изучение материала; нацелено на усвоение главной мысли текста, его цели, на понимание логики изложения; этот вид чтения требует последовательности в изучении материала, выяснения значения всех терминов, понятий.

Рекомендации:

1. Целесообразно уже на первом курсе создать личный каталог (список, перечень) просмотренной и прочитанной литературы, который будет постоянно пополняться. Этот каталог может быть алфавитным и тематическим, он может располагаться на бумажных носителях (тетрадь, карточки) или находиться в вашем компьютере в специальной папке. Не ленитесь, делайте библиографическую запись каждой книги, статьи, которую читаете, вне зависимости от того, насколько значимой она вам показалась в данный момент. Полезно также в своем каталоге отмечать местонахождение источника (университетская или городская библиотека, кафедра, электронный адрес, домашняя библиотека однокурсника и др.). Грамотно составленный каталог позволит вам сэкономить время при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

2. Особо важно создать указатель по наиболее интересным для вас темам, по которым, например, вы предполагаете писать курсовые и дипломную работы. Допустим, вас интересует тема информационной войны. В этом случае желательно завести специальную тетрадь или создать папку в своем компьютере. Отдельные листы или файлы лучше посвятить различным аспектам, связанным с информационными войнами. Например, «определение информационной войны», «виды информационных войн» и т.д. По мере расширения знаний по данному вопросу будет расширяться и список аспектов. При чтении книг, журналов, газет нужно не забывать вносить в свой указатель название источника и номера страниц, где встречался соответствующий материал. Таким образом у вас постепенно составится подробный указатель по интересующей вас теме и мест в книгах и журналах, где эта тема рассматривается.

Итак, работа с учебной и научной книгой или статьей начинается со чтения. Далее, если информация в источнике имеет ценность, ее необходимо изъять, обработать (кратко зафиксировать) и сохранить в целях дальнейшего использования. Для этого существуют различные способы: выписки, составление плана, тезисов, конспектирование. Можно, конечно, эту работу делать традиционно (на карточках, в тетрадях). Но использование компьютера значительно экономит время. Так, выписки, сделанные сегодня для семинара, через год могут понадобиться в качестве цитат в курсовой работе, и если они находятся в вашем компьютере, то не стоит труда их быстро вставить в нужное место.

В любом случае, прежде чем приступить к записи в том или ином виде, нужно сначала источник прочитать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: