Конкретные приёмы и способы камеральных проверок определяются самими налоговыми органами исходя из первоочередных задач обеспечения более полного сбора налогов и сборов, накопленного опыта контрольной работы и наличия квалифицированных кадров.
При проведении камеральных налоговых проверок сопоставляется информация, представленная налогоплательщиком (его отчетность), с данными проведенных проверок налогоплательщика и информацией, поступающей (получаемой) из внешних источников.
Как правило, камеральная налоговая проверка позволяет налоговым органам выявить арифметические ошибки в отчетности проверяемого налогоплательщика и провести сверку данных в документах, поступивших из различных источников.
Камеральная проверка проводится на основе:
· налоговых деклараций (расчетов);
· документов, представленных налогоплательщиком;
· других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.
|
|
В ходе камеральной проверки проверяется правильность определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога, отраженных в декларации, на основании документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговые органы могут изучать отчетность налогоплательщика за прошлые периоды, рассматривать документы, полученные (составленные) ранее в ходе выездных и камеральных проверок, других мероприятий налогового контроля. Источником информации являются любые документы, полученные налоговыми органами при выполнении своих обязанностей, решения (постановления) инспекций, заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц.
Камеральная проверка может охватить и контрагентов налогоплательщика. Регламент предлагает проверять их реальность (факт госрегистрации), взаимосвязи (совпадения учредителей, должностных лиц, регистрации по одному адресу и т.д.), а также получать подтверждения исполнения партнером своих обязанностей налогоплательщика по представлению деклараций и уплате налога.
При этом используется информация всех доступных ресурсов местной базы, а при наличии удаленного доступа - регионального и федерального уровней. В частности, сведений из госреестра (ЕГРИП, ЕГРЮЛ), информационных систем налоговой службы (ПИК "НДС", ПИК "Недействительные паспорта", ПК "Банковские счета", ПК "Сведения о физических лицах", ПК "Однодневка").
|
|
В ходе контроля налоговые инспекторы изучают сопоставимость показателей с данными отчетности прошлого года. Соответственно, отклонения будут поводом для дальнейшего выездного визита. Рассматривается взаимоувязка показателей декларации с данными по другим видам налогов.
Камеральная налоговая проверка легко поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументный контроль показателей налоговой декларации и междокументный контроль налоговой отчетности, в том числе с использованием информации из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу. Развитие и внедрение систем автоматизированной камеральной налоговой проверки осуществляется в целях:
· контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах;
· отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначисления.