Методы проведения камеральной проверки. Основные этапы камеральной проверки

Конкретные приёмы и способы камеральных проверок определяются самими налоговыми органами исходя из первоочередных задач обеспечения более полного сбора налогов и сборов, накопленного опыта контрольной работы и наличия квалифицированных кадров.

При проведении камеральных налоговых проверок сопоставляется информация, представленная налогоплательщиком (его отчетность), с данными проведенных проверок налогоплательщика и информацией, поступающей (получаемой) из внешних источников.

Как правило, камеральная налоговая проверка позволяет налоговым органам выявить арифметические ошибки в отчетности проверяемого налогоплательщика и провести сверку данных в документах, поступивших из различных источников.

Камеральная проверка проводится на основе:

· налоговых деклараций (расчетов);

· документов, представленных налогоплательщиком;

· других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.

В ходе камеральной проверки проверяется правильность определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога, отраженных в декларации, на основании документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговые органы могут изучать отчетность налогоплательщика за прошлые периоды, рассматривать документы, полученные (составленные) ранее в ходе выездных и камеральных проверок, других мероприятий налогового контроля. Источником информации являются любые документы, полученные налоговыми органами при выполнении своих обязанностей, решения (постановления) инспекций, заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц.

Камеральная проверка может охватить и контрагентов налогоплательщика. Регламент предлагает проверять их реальность (факт госрегистрации), взаимосвязи (совпадения учредителей, должностных лиц, регистрации по одному адресу и т.д.), а также получать подтверждения исполнения партнером своих обязанностей налогоплательщика по представлению деклараций и уплате налога.

При этом используется информация всех доступных ресурсов местной базы, а при наличии удаленного доступа - регионального и федерального уровней. В частности, сведений из госреестра (ЕГРИП, ЕГРЮЛ), информационных систем налоговой службы (ПИК "НДС", ПИК "Недействительные паспорта", ПК "Банковские счета", ПК "Сведения о физических лицах", ПК "Однодневка").

В ходе контроля налоговые инспекторы изучают сопоставимость показателей с данными отчетности прошлого года. Соответственно, отклонения будут поводом для дальнейшего выездного визита. Рассматривается взаимоувязка показателей декларации с данными по другим видам налогов.

Камеральная налоговая проверка легко поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументный контроль показателей налоговой декларации и междокументный контроль налоговой отчетности, в том числе с использованием информации из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу. Развитие и внедрение систем автоматизированной камеральной налоговой проверки осуществляется в целях:

· контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах;

· отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначисления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: