Религия. Важнейшей культурной предпосылкой истории российской цивилизации являются верования восточных славян

Важнейшей культурной предпосылкой истории российской цивилизации являются верования восточных славян. Они были связаны преимущественно с аграрным, сельскохозяйственным характером производства в VI – VIII вв. и родоплеменным характером общества, разделенного по принципу родства и соседства. Суть языческого культа – воздействие на природу, где и сам человек рассматривался как часть этой природы. Язычество сохраняло элементы более древних первобытных верований: анимизм – вера в то, что у всего существующего есть душа; тотемизм – вера в происхождение рода или племени от одного предка (это могло быть дерево, камень, животное) и обожествление тотема; магия – вера в то, что на все существующее можно воздействовать с помощью колдовства и заклинаний. К VIII – IX вв. языческая религия славян приобрела довольно развитые формы, хотя и не достигла высших ступеней развития, характеризующихся выделением главных богов, общих для всего восточного славянства, со своей сложившейся иерархией. Мир славянский был населен множеством существ, олицетворявших силы природы, с которыми они старались найти общий язык, умилостивить или напугать их. Боги жили везде: в дожде и солнце, в ближайшем лесу и под порогом дома. Они были добрыми и злыми, хитрыми и простодушными; для общения с ними было достаточно технических приемов: обрядов, молитв, заговоров. Жрецы – волхвы могли управлять силами природы – насылать и предотвращать дожди, голод, болезни, неурожаи и т.д. Человек для общения с богами не должен был стремиться к совершенству; человек и природа представлялись славянам единым целым. Язычество было политеистической религией (с греч. “поли” – много, “тео” – бог), у славян было множество богов. Бог небес и огня именовался Бог или Сварог. Они полагали, что он обитает на небе, не общаясь с людьми, а весь мир отдал в управление подвластным ему богам. Представлялся он славянам в виде молодого кузнеца. К земным божествам, от которых зависело благополучие, и судьба людей относились: Ладо (бог мира, весны, любви); Даждь – бог (Ярило, Хорос) – бог солнца; Стрибог (бог ветра); Велес (бог торговли, покровитель скота); Симаргл (бог семян и растений); Мокошь (богиня воды, плодородия и материнства); Перун (бог грома и молнии) и др. Наряду с “высшими” божествами существовали и “низшие” – демоны, духи лесов, источников – нимфы, дриады, лешие, водяные. В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы. Условно историю славянских верований можно разделить на три периода: I. Сначала славяне приносили жертвы упырям (вампирам, русалкам, оборотням) и берегиням (добрые божества) II. Затем они начали поклоняться Роду (богу неба и земли) и роженицам (божествам плодородия) III. В поздний период язычества они стали молиться Перуну (бог войны, грома и молнии, покровитель князя и дружины) Славянское язычество не оставалось окаменевшим, со временем одним из самых почитаемых богов становится Перун. Культ природы и культ предков – две основы язычества. Культ природы символизировал связь человека с окружающей природой. Культ предков приводил к формированию у славян идеалов рода, семьи. В более широком плане формированию коллективизма, общинности, соборности Из древности до нашего времени дошло достаточно много языческих обрядов и праздников, которые сохраняются в быту русских, украинцев и белорусов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: