Упражнения. §1. Гласные, диграфы, дифтонги, согласные, слогораздел, ударение

§1. Гласные, диграфы, дифтонги, согласные, слогораздел, ударение

1. Выпишите слова, в которых:

1) буква «с» произносится [ts]:

Credit, docet, disco, facĭtis, octo, Victoria, nascĭtur, curo, discipŭlus, coepit, incŏlas, amīcum, caepa, scaena, caelum, caestus, Caesar, peuce, certus, coenum, coeptus, Cypris, cymba;

2) буквосочетание «ti» произносится [tsi]:

Potentia, ratio, bestia, Attius, initium, míxtio, moléstia, oratio, negotium, otium.

2. Прочитайте, объясните правила чтения, запишите слова в транскрипции:

Embryon (зародыш), cardiologĭcus (кардиологический), corrĭgo (корректировать), crystallum (кристалл), rusticĭtas (крестьянство), brevi-loquens (лаконичный), labyrinthus (лабиринт), laurus (лавр), acĭdum (кислота), litterātor (литератор), latĕbrae (логово), thymiāma (фимиам, благовонное курение), benevolentia (любезность), rutrum (лопата), fabrĭco (мастерить), unguentum (мазь), melisphyllum (мелисса), junior (младший), multiplex (многообразный), verbosĭtas (многословие), sententia (мысль), marmoreus (мраморный), instans (назойливый), inhorresco (нахохлиться), scientifĭcus (научный), inexspectatus (нежданный), Celtae (кельты), castaneae nux (плод каштана), phasiānus (фазан), recreator (восстановитель), requiēs (успокоение), Rhea Silvia (Рея Сильвия), nauseābundus подверженный морской болезни), perissochorēgia (дополнительный дар).

3. Расставьте знаки ударения, объясните, какими правилами вы руководствуетесь:

Amāre, debēre, docēre, errāre, facĕre, mittĕre, scribĕre, audīre, sentīre, vidēre; debes, facĭtis, sentiunt, legĭmus, valētis, audit, eras, notā, laborāte, debēmus, respondētis; amo, debeo, disco, scribo, mitto, respondeo, credo, dico, lĕgo, noto, făcio.

4. Прочитайте, разделите на слоги и поставьте ударение:

Harmonia, historĭcus, natio, Archimedes, Phocion, Achilles, Scythia, elephantus, chorus, rhetor, rhythmus, Timotheus, Iuppĭter, iubes, Sulius, Ovidius, Sanuarius, adiunctus, triumphus, adiutans, seminarium, laboro, lapis, bellum, antiquus, quis, quam, equus, casus, quadratus, mensis, rora, designo, desertor, zona, bestia, amicitia, Horatius, instructio, potentia, etiam, pinguis, suavĭtas, consuetudo, examen, existĭmo, exactus, exemplum, aetas, prpoelium, physĭca, magister, multĭplex, assistens, Varians, oceănus, Cicĕro, aetherius, praemium, littĕrae, vacuus, neŭtrum, foedus, Kalendae.

5. Прочитайте текст с соблюдением правил чтения и ударения:

De Romŭlo et Remo

Romŭli et Remi mater Rhea Silvia, pater Mars fuit. Amulius, Albae Longae rex, Romŭlum et Remum necāre constituit. Ităque servum advocāvit et “Porta – inquit – puĕros ad flumen. In flumĭnis undis vitam effābunt”. Sed puĕris lupam salūti fuisse narrant. Forte enim Faustŭlus pastor cum pecŏre prope flumen fuit et procul lupam ad alveum esse vidit. In alveo Romŭlum et Remum jacuisse constat. Faustŭlus puĕros invēnit secumque asportāvit et educāvit.

§2. Грамматический строй латинского языка. Общие сведения о глаголе. Praesens indicatīvi actīvi.

6. Определите спряжение следующих глаголов и образуйте от них первое лицо настоящего времени:

Sentīre, errāre, vincĕre, debēre, curāre, dicĕre, venīre, accusāre, audīre, cedĕre, clamāre, condĕre, credĕre, dăre, docēre, finīre, mittĕre,

7. Образуйте формы приказания и запрещения от глаголов:

Ornāre (украшать), legĕre (читать), habēre (иметь), munīre (укреплять).

8. Образуйте и напишите инфинитив следующих глаголов по форме 1-го лица ед. числа:

Глаголы I спряжения: amo, accūso, clamo, do, erro, numĕro

“ II ”: debeo, doceo, habeo. Moveo, teneo

“ III a ”: condo, dico, lego, vinco

“ III b ”: facio, fodio, reiicio, inficio

“ IV ”: audio, finio, sentio, servio

9. Определите личные формы глаголов:

1 sg. 2 sg. 3 sg. 1 pl. 2 pl. 3 pl.

Labōro, debes, habēmus, credit, auditis, valent, disco, dicis, narrāmus, docet, facĭtis, habent, erras, scribo, debēmus, audit, respondētis, sentiunt, vales, legĭmus, struit, valētis.

10. Добавьте к основе глагола личное окончание, в необходимых случаях – с помощью тематического гласного:

-s -t -mus -tis -nt -u-nt

Orna- (он украшает), audī- (вы слушаете), debē- (мы должны), clamā- (ты кричишь), dic- (они говорят), faci- (они делают), orna- (они украшают), spera- (она надеется), errā- (вы ошибаетесь), narrā- (мы рассказываем), habē- (ты имеешь), stru- (они строят), cred- (они верят), parā- (вы готовите), nota- (они обозначают), valē- (мы здоровы), debē- (ты должен), move- (они двигают), senti- (они чувствуют), servi- (они служат), vide- (он видит), monstra- (ты показываешь), laborā- (мы работаем), pugna- (они сражаются), numerā (вы считаете).

11.Определите спряжение и основу глаголов по форме инфинитива, образуйте первую основную форму

Инфинитив Основа Спряжение 1 основная форма
aestimāre (думать)      
aperīre (открывать)      
bibĕre (пить)      
clamāre (кричать)      
credĕre (верить)      
curāre (лечить)      
lacerāre (рвать)      
dicĕre (говорить)      
tacēre (молчать)      
edĕre (кушать)      
finīre (заканчивать)      
flēre (течь)      
habēre (иметь)      
laborāre (работать)      
currĕre (бежать)      
legĕre (читать)      
movēre (двигать)      
narrāre (рассказывать)      
natāre (плавать)      
studēre (изучать)      
nutrīre (кормить)      
olēre (пахнуть)      
salīre (прыгать)      
secāre (резать)      
serpĕre (ползать)      
nomināre (называть)      
discĕre (учиться)      
timēre (бояться)      
volāre (летать)      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: