Обоснование актуальности работы

Постановка проблемы предполагает выделение таких её составляющих:

– рассмотрение положения дел в исследуемом вопросе,

– обнаружение слабых и противоречивых мест в его разработке,

– выдвижение познавательных задач,

– выбор метода,

– демонстрация собственной «логики» ответа.

Исследование любой проблемы, следовательно, и работа над любой темой курсового или выпускного сочинения в первую очередь мотивируется актуальностью, т.е. теоретической или практической необходимостью.

Актуальность в теоретическом плане может состоять в важности выдвижения и решения вопроса для разработки других познавательных задач, стоящих перед исследователем в настоящее время, в практическом отношении – для формирования нового знания об объекте исследования.

Любая работа начинается с обоснования актуальности. Проще говоря, необходимо определить, зачем она нужна. Здесь нужно учитывать несколько моментов. Прежде всего, вашу работу следует связать с общим ходом лингвистических / литературоведческих исследований. Языковеды обычно здесь говорят о том, что идет развитие соответствующей области лингвистики, литературоведы – о развитии соответствующего раздела своей дисциплины. Для этого могут быть использованы следующие речевые клише:

° широко разрабатывается вопрос…;

° приобретает первоочередное значение…;

° заметно (значительно) возрос (усилился, оживился) интерес (внимание)…;

° возрастает интерес…;

° значительное внимание уделяют…;

° особое внимание привлекают…;

° все шире развивается учение…;

° последовательно отстаивается идея…;

° характеризуется усиленным вниманием, одной из важнейших проблем есть…;

° нуждается в пересмотре гипотеза…;

° некоторые положения в недостаточной степени аргументированы …

° современный уровень знаний диктует необходимость … и т.п.

Далее, как правило, речь идет о том, что условия для выполнения вашего исследования подготовлены предыдущим развитием научной мысли. Здесь кратко перечисляют основные достижения отечественной (а при необходимости и зарубежной) науки в избранной области, называя при этом фамилии известных исследователей в алфавитном или хронологическом порядке. Нередко в этой части дается краткая характеристика работ, авторы которых открыли перспективы развития определенной области филологии.

После этого из общей проблематики той области филологии, о которой идет речь, выделяется ваша проблема и говорится о том, что еще не сделано. Эта часть текста, как правило, подаётся с нового абзаца и начинается словами но, однако, тем не менее, вместе с тем и т.п., содержание этой части в определенной мере противопоставляется сказанному выше, – после определенного количества слов практически всегда идет отрицательная частица (префикс) не- (ни-) (назовем эту часть отрицательной):

° до этого времени (пока что) не была (не стала) предметом (специального, монографического) исследования (еще не исследованная)…;

° нет специальных (определенных) работ…;

° несомненно, круг вопросов еще не имеет (до сих пор не было, не нашел) надлежащего освещения…;

° остается ряд нерешенных вопросов…;

° до сих пор нет синтезирующей (определенной) работы…;

° нет единого взгляда на…;

° ряд вопросов остаётся неизученным (неразработанным)…;

° недостаточный уровень разработки проблемы, характеризуется неоднозначностью научной интерпретации… и др.

Во многих роботах обоснование на этом не заканчивается, после упомянутых компонентов часто кратко информируют о важности ожидаемых результатов для развития науки:

° исследование (изучение) даст возможность (откроет возможности) выявить особенности (закономерности, ведущие тенденции), раскрыть и углубить представление о …;

° даст почву для обобщений (выработки последовательной теории)…;

° поможет раскрыть сущность…;

° будет оказывать содействие раскрытию природы…;

° разрешит выяснить глубинные процессы…;

° даст дополнительный материал для…;

° разрешит с достаточной достоверностью изучить…;

° будет оказывать содействие обогащению лингвистической, литературоведческой теории (лексикографической практики, приёмов интертекстуального анализа) … и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: