Постановка проблемы предполагает выделение таких её составляющих:
– рассмотрение положения дел в исследуемом вопросе,
– обнаружение слабых и противоречивых мест в его разработке,
– выдвижение познавательных задач,
– выбор метода,
– демонстрация собственной «логики» ответа.
Исследование любой проблемы, следовательно, и работа над любой темой курсового или выпускного сочинения в первую очередь мотивируется актуальностью, т.е. теоретической или практической необходимостью.
Актуальность в теоретическом плане может состоять в важности выдвижения и решения вопроса для разработки других познавательных задач, стоящих перед исследователем в настоящее время, в практическом отношении – для формирования нового знания об объекте исследования.
Любая работа начинается с обоснования актуальности. Проще говоря, необходимо определить, зачем она нужна. Здесь нужно учитывать несколько моментов. Прежде всего, вашу работу следует связать с общим ходом лингвистических / литературоведческих исследований. Языковеды обычно здесь говорят о том, что идет развитие соответствующей области лингвистики, литературоведы – о развитии соответствующего раздела своей дисциплины. Для этого могут быть использованы следующие речевые клише:
|
|
° широко разрабатывается вопрос…;
° приобретает первоочередное значение…;
° заметно (значительно) возрос (усилился, оживился) интерес (внимание)…;
° возрастает интерес…;
° значительное внимание уделяют…;
° особое внимание привлекают…;
° все шире развивается учение…;
° последовательно отстаивается идея…;
° характеризуется усиленным вниманием, одной из важнейших проблем есть…;
° нуждается в пересмотре гипотеза…;
° некоторые положения в недостаточной степени аргументированы …
° современный уровень знаний диктует необходимость … и т.п.
Далее, как правило, речь идет о том, что условия для выполнения вашего исследования подготовлены предыдущим развитием научной мысли. Здесь кратко перечисляют основные достижения отечественной (а при необходимости и зарубежной) науки в избранной области, называя при этом фамилии известных исследователей в алфавитном или хронологическом порядке. Нередко в этой части дается краткая характеристика работ, авторы которых открыли перспективы развития определенной области филологии.
После этого из общей проблематики той области филологии, о которой идет речь, выделяется ваша проблема и говорится о том, что еще не сделано. Эта часть текста, как правило, подаётся с нового абзаца и начинается словами но, однако, тем не менее, вместе с тем и т.п., содержание этой части в определенной мере противопоставляется сказанному выше, – после определенного количества слов практически всегда идет отрицательная частица (префикс) не- (ни-) (назовем эту часть отрицательной):
|
|
° до этого времени (пока что) не была (не стала) предметом (специального, монографического) исследования (еще не исследованная)…;
° нет специальных (определенных) работ…;
° несомненно, круг вопросов еще не имеет (до сих пор не было, не нашел) надлежащего освещения…;
° остается ряд нерешенных вопросов…;
° до сих пор нет синтезирующей (определенной) работы…;
° нет единого взгляда на…;
° ряд вопросов остаётся неизученным (неразработанным)…;
° недостаточный уровень разработки проблемы, характеризуется неоднозначностью научной интерпретации… и др.
Во многих роботах обоснование на этом не заканчивается, после упомянутых компонентов часто кратко информируют о важности ожидаемых результатов для развития науки:
° исследование (изучение) даст возможность (откроет возможности) выявить особенности (закономерности, ведущие тенденции), раскрыть и углубить представление о …;
° даст почву для обобщений (выработки последовательной теории)…;
° поможет раскрыть сущность…;
° будет оказывать содействие раскрытию природы…;
° разрешит выяснить глубинные процессы…;
° даст дополнительный материал для…;
° разрешит с достаточной достоверностью изучить…;
° будет оказывать содействие обогащению лингвистической, литературоведческой теории (лексикографической практики, приёмов интертекстуального анализа) … и т.п.