Сбор фактического материала

В зависимости от цели и задач исследования определяется круг источников, откуда будут извлекаться факты для анализа. Такими источниками для лингвистических исследований выступают устная речь и тексты произведений разных стилей и жанров, лексикографические пособия. Для литературоведческого – художественные произведения, биография и творческое наследие автора, литературный (национальный, региональный, европейский, мировой) процесс.

Устная речь носителей языка интересует начинающего ученого в том случае, когда объектом исследования выступают территориальные говоры, речь отдельных возрастных, социальных групп людей (детей дошкольного возраста, учеников средних школ, студентов, научно-технической интеллигенции, работников определенной области и др.). Ясно, что в данном случае возникает необходимость сделать записи звучащей речи этих групп людей. Обычно эти записи сначала делаются на диктофон, а потом «расшифровываются»: после неоднократных прослушиваний выполняется их запись на бумаге. К этим записям выдвигается ряд требований: в частности, требование паспортизации материала. Паспорт материала включает в себя а) фиксацию точного места его записи, б) характеристику информанта (информантов), т.е. человека (круга людей), от которых услышан записанный материал. Характеризуя информанта, указывают, как правило, его возраст, образование, социальное положение. Это делается с той целью, чтобы анализ подобранного языкового материала можно было осуществлять с учетом степени естественности речи информанта, влияния литературного языка, профессиональной среды и т.п.

Подавляющее большинство речевых и языковых фактов выбирается из письменных источников (печатных или рукописных текстов). Подобрать языковые факты означает сделать необходимые выписки, т.е. выписки тех фрагментов текста, где фиксируются исследуемые явления, их особенности. Эти выписки лучше всего делать на небольших листах, желательно одинакового размера: их потом удобнее будет классифицировать. Языковеды выработали определенные требования к подбору фактического материала, соблюдение которых не только облегчит обработку собранного материала, но и поможет избежать фактических ошибок в работе. Назовем самые главные из них:

1. Каждый языковой факт в определенном контексте выписывается на отдельную карточку. Это упрощает процесс систематизации материала.

2. Иллюстративный текст должен наиболее полно отображать семантику, функции, особенности употребления, строение и т.д. исследуемого языкового явления.

3. Каждая карточка (выписка) паспортизуется. Паспорт включает в себя такие данные: название текста, место его написания, год издания, страница (если этот текст опубликован).

Часто бывает, что объектом исследования выступает язык произведений отдельных писателей по нескольким изданиям, сборникам. Название каждого такого издания должно иметь свое условное сокращение, которое отражается в паспорте.

В процессе сбора языкового материала могут возникнуть определенные соображения по поводу особенностей конкретного факта. Эти соображения (чтобы их не растерять) тоже желательно записать на карточке в определенном вами месте.

Если текст, который вы анализируете, небольшой по объему, то его необходимо исследовать в целом, то есть путем сплошной выборки языковых явлений, которые вас интересуют. Если же тексты большие по объему или их несколько, то применяют выборочный метод. Однако здесь надо хорошо сориентироваться и исследовать те части текста (текстов), которые дают наиболее полное представление о предмете исследования.

Запомните! Сбор языковых фактов для исследования необходимо начинать после основательной проработки научной и учебной литературы по проблеме. Для того чтобы собрать материал, надо знать, что собирать. Кроме того, это процесс творческий, он требует не только профессиональной подготовки, но и вдумчивости, сообразительности, видения.

Необходимо также помнить, что первоисточником для исследования любого лингвистического положения является научная литература.

Знакомство с научной проблемой, поиски необходимых материалов необходимо выполнять по самым новым и авторитетным изданиям. Такими являются фундаментальные лексикографические труды, тексты художественной литературы, записи устной звучащей речи и т.п.

Литературоведческие исследования ориентированы на анализ различных объектов: художественной формы и содержания отдельного литературного произведения, группы типологически сходных литературных явлений, творчество отдельного писателя или группы писателей и т.д. Предметом исследования могут быть отдельные составляющие структуры художественного произведения, его поэтики, специфика авторского мировидения и т.д. Нужно отметить, что можно обращаться к явлениям русской литературы различных периодов, к проблеме русско-зарубежных литературных связей, традиций и новаторства, рецепции произведения современниками автора, критикой и литературоведением и т.д.

Фактический материал выбирается и фиксируется в зависимости от объекта и предмета исследования. Примеры, необходимые для анализа, нужно выписывать на отдельные карточки. Работа с ними облегчит выявление закономерностей и может подсказать логику анализа и структуру работы. Чтение анализируемых произведений должно предшествовать изучению научной литературы по теме исследования, что даст возможность сформулировать собственное отношение к проблеме и наметить пути её решения. Правда, потом, при изучении научных исследований и литературно-критических работ, может оказаться, что часть Ваших открытий сделана раньше, но это лишь докажет, что Вы на верном пути.

После знакомства с материалом для анализа начинается поиск и осмысление научной литературы. Необходимо познакомиться с библиографическими каталогами научной библиотеки университета, областной библиотеки и др. Здесь возможно обращение к различным информационным и библиографическим изданиям, которые должны содержаться в любой библиотеке. Квалифицированные библиографы, обслуживающие каталоги или работающие в библиографических отделах, дадут обходимую консультацию о литературе по выбранной теме.

Необходимо выяснить, какие из них доступны в оригинале, какие – в переводе, какие – в хрестоматийных отрывках. Если необходимые источники недоступны, нужно найти рефераты и учебники, в которых они максимально подробно и адекватно пересказываются (на эти издания необходимо делать ссылку с указанием на то, что сведения получены не из первоисточника).

Сначала рекомендуется собирать библиографию (записывать библиографические данные), которая непосредственно касается темы курсовой или дипломной работы. Это описание необходимо вести очень внимательно, не пропуская исходные данные книги или статьи:

Æ записать фамилию, инициалы автора (авторов);

Æ название книги (статьи);

Æ место издания (город);

Æ полное название издательства;

Æ год издания;

Æ количество страниц.

Æ описывая статью, необходимо указать все данные о книге (журнале), где она помещена.

Библиографические описания книг и статей по теме можно делать на карточках или с использованием компьютерных таблиц, главное здесь – иметь возможность оперативно редактировать и сортировать библиографические описания, делать из них выборки, создавать на их основании библиографические списки.

Нужно просмотреть все виды источников, связанных с темой исследования. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная из сети Интернет, другие курсовые и дипломные работы, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи и т.д. Этот просмотр позволит сделать подробную библиографию по теме исследования. Целесообразно параллельно составить краткий обзор содержания источников.

Обработка материала – это своеобразный конспект, который студент составляет, пересказывая своими словами теоретический материал и цитируя места, которые касаются выбранной темы и характера её интерпретации. Работая с разными источниками, студент может встретиться с разной трактовкой и оценкой анализируемого фактического материала. В таких случаях необходимо посоветоваться с научным руководителем, чья эрудиция сможет помочь разобраться в противоречивых точках зрения и обосновать ту, которая отвечает современному уровню науки.

При наличии противоречивых оценок необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» относительно каждой из них и после определенных умозаключений четко определить, какой точке зрения необходимо отдать предпочтение (или сформулировать – в идеале! – собственную). Вместе с тем, автор курсовой или дипломной работы не должен скрывать наличие в научной литературе расхождений по тому или иному вопросу. Определяя свою позицию, в основном тексте или в ссылках студент должен кратко дать и другие толкования фактов, оценки событий или материалов, которые не кажутся ему убедительными, корректными или соответствующими новой научной парадигме. Научная достоверность здесь не должна быть нарушена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: