Этапы формирования навыков

  № п/п   Уровень автоматизации навыка   Психологические особенности выполнения трудовых действий
    Начало осмысления навыка   Отчетливое понимание целей действия, но не знание способов их достижения;
    Сознательное, но неумелое выполнение действия   Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания; множество лишних движений; отсутствие положительного переноса навыка;
    Автоматизация навыка   Постепенное увеличение качества выполнения действия при ослабевающем произвольном внимании и появление возможности его распределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка;
    Высокоавтоматизированный навык   Точное, устойчивое, экономичное выполнение действия, ставшего средством выполнения другого, более сложного действия;
    Деавтоматизация навыка   Ухудшение выполнения действия; возрождение старых ошибок (данный этап возникает обычно из-за длительного временного перерыва, в результате происходит частичная потеря навыка);
  Вторичная автоматизация Восстановление и совершенствование особенностей четвертого этапа.

Технологические знания – это результат процесса познания технологического мира и его адекватное отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений и теорий. Технологические знания – это знания о способах преобразовательной деятельности, включающие в себя знания о средствах, предметах и результатах этой деятельности.

Технологические знания включают в себя:

- знание базовых технологических понятий: технология, технологическая культура, технологическая среда, способы преобразовательной деятельности, технологическая этика, технологическая эстетика и др.;

- знание основных способов, средств и путей преобразовательной деятельности;

- представление о техносфере как объективной, реально существующей и развивающейся части планетной системы;

- знание принципов «этического партнерства»;

- представление о технике и технологии как результате интеллектуальной, эмоционально-психической и трудовой деятельности человека;

- знание основных применяемых и перспективных технологий материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей;

- знание сущности и содержания процесса профессионального самоопределения и карьеры человека;

- представление о связи и взаиморазвитии технологической и естественно-гуманитарной областей знаний;

- знание и понимание положительного и отрицательного влияния техники и технологии на человека, естественную природу и общество и необходимости оптимального развития техносферы как условия существования цивилизации; знание общих правил безопасной преобразовательной деятельности;

- знание экономических аспектов технологий;

- знание показателей готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Технологические умения – это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний в соответствии с достигнутым уровнем научно-технологического прогресса.

К технологическим умениям относятся:

- умение правильно осуществлять стратегию своего профессионального выбора и профессиональной карьеры;

- умение быстро осваивать новые профессии, технологические операции и технологии в целом;

- умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты, оценивать экономическую эффективность этой деятельности;

- умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности, быть всегда в «деловой» форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку;

- графические умения по разработке, построению и моделированию графических изображений, связанных с преобразовательной деятельностью и учетом графического дизайна;

- умение осуществлять проектную деятельность, направленную на самостоятельную разработку и изготовление изделия (услуги) от идеи до ее воплощения;

- умение осуществлять дизайн-анализ технологической среды, своего рабочего места и среды проживания;

- умение определять уровень своей готовности к преобразовательной деятельности.

Для формирования технологических умений предусматриваются практические методы обучения. Для обучения школьников составлению технологических процессов Д.А. Тхоржевский предложил на конкретных изделиях изучать не только трудовые приемы и операции, но и элементы технологической последовательности изготовления. Он разработал систему технологических задач, которая включает:

• объяснение технологического процесса;

• выбор заготовки;

• выбор инструмента;

• выбор способа установки заготовок и инструмента;

• определение последовательности трудовых операций;

• составление операционной технологии;

• самостоятельная разработка технологического процесса.

П.Р. Атутов подчеркивает, что система обучения должна быть направлена на приобретение учащимися теоретических знаний, раскрываемых на практических примерах, на их личном производственно-жизненном опыте. Доказано, что решение производственно-технических задач — важнейшее средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: