Перенос и интерференция умений, навыков

Значительное влияние на овладение учащимися трудовыми умениями и навыками оказывают ранее усвоенные трудовые действия. Они могут ускорять или задерживать формирование нового умения и перехода его в навык.

Положительное влияние приобретенного опыта усвоенных действий на овладение новыми умениями принято называть -переносом. Отрицательное – интерференцией.

Перенос возникает тогда, когда в ранее усвоенных действиях и тех действиях, которые усваиваются, есть общие приемы. При этом элементы ранее усвоенных действий включаются в структуру вновь усваиваемого действия,в результате, этим облегчают и ускоряют процесс овладения им. Эффективность данного процесса будет определяться степенью осознанности его учащимися.

Интерференция возникает тогда, когда:

· элементы ранее приобретенных умений применяются в усвоении новых действий без учета их особенностей (поэтому учителю обязательно необходимо акцентировать на них внимание, например, особенность выполнения крестообразного стежка - выполняется не справа налево, как все остальные стежки, а слева направо);

· при замене старого, хорошо усвоенного способа выполнения трудового действия новым, еще незнакомым способом осуществления этого же самого действия.

Причины интерференции умений и навыков заключаются в следующем:

1. В установившихся более прочных нервных связях по сравнению с вновь образующимися нервными связями. Этим собственно и объясняется то, что интерференция сказывается слабее, если усвоенные трудовые действия находятся на уровне умений, а не на уровне навыков. И именно поэтому переучивание, как правило, происходит значительно труднее, чем обучение вновь.

2. Другой причиной интерференции может быть слабое осознание различий в способе выполнения новых, усваиваемых трудовых действий, по сравнению со старыми, уже усвоенными. Поэтому одно из важных средств устранения и предупреждения интерференции – это достижение четкого понимания учащимися этих различий.

Вывод: таким образом, перенос и интерференция имеют место только при определенных условиях, которые можно и нужно учитывать при технологической подготовке учащихся, с целью повышения эффективности процесса формирования у них технологических умений и навыков.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

По Платонову К.К. процессы формирования умений и навыков происходят постепенно и включают в себя ряд этапов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: