Понятие и виды таможенных сборов

В соответствии со ст. 70 ТК ТС, таможенные сборы являются одним из видов таможенных платежей. Виды таможенных сборов устанавливаются помимо ТК ТС законодательством государств - членов Таможенного союза.

ТК ТС лишь устанавливает ограничение по размеру сбора, который не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. Порядок уплаты, случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, порядок их взыскания и возврата также будут определяться национальным законодательством.

Существование таможенных сборов обусловлено необходимостью покрытия расходов таможенных органов на совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Таможенные сборы, по сути, представляют плату за осуществление таможенными органами различных действий. Целью их уплаты является финансирование расходов органов государственной власти - таможенных органов, действующих в публичных интересах[27].

Таможенные сборы, так же как таможенные пошлины, не входят в систему федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ), т.е. являются неналоговыми платежами, т.к. установлены не налоговым, а иным законодательство. В данном случае таможенные сборы установлены таможенным законодательством. Статьей 51 БК РФ они отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета и зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

Можно выделить следующие признаки таможенных сборов:

- являются обязательными платежами, за исключением случаев освобождения от их уплаты, установленных законодательством. Таможенные сборы устанавливаются государством в одностороннем порядке в форме закона. Их взимание служит публичным интересам;

- как правило, связаны с перемещением товаров через таможенную границу. Однако сбор за хранение уплачивается в отношении уже ввезенного товара;

- взимаются таможенными органами, за исключением сбора за хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, принадлежащих российским юридическим лицам;

- являются фискальными платежами, зачисляются в доходную часть федерального бюджета и после перераспределения используются на удовлетворение публичных интересов государства;

- носят нерегулярный характер, т.е. уплачиваются только в строго определенных ситуациях, при необходимости совершения определенных действий;

- являются возмездными платежами, т.е. предполагают какое-либо встречное удовлетворение для плательщика сбора. Однако такая индивидуальная возмездность является условной, т.к. таможенный сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу;

- соразмерны масштабам оказываемых публичных услуг, т.е. размер таможенного сбора зависит или от стоимости декларируемого товара, или от расстояния, на которое перевозиться груз, или от веса товара, хранящегося на складе. Размер таможенного сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых совершаются одинаковые действия.

К таможенным сборам относятся:

· таможенные сборы за таможенные операции;

· таможенные сборы за таможенное сопровождение;

· таможенные сборы за хранение.

Первым видом таможенных сборов является таможенный сбор за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции).

В науке высказывалась позиция относительно целесообразности отмены сбора за таможенные операции[28], проводя аналогию с налоговым законодательством, где при подаче налоговой декларации сбор за ее оформление отсутствует. Однако такой вид платежа установлен таможенным законодательством и приносит в казну значительный доход. Следует отметить, что к числу таможенных сборов за таможенные операции относятся также сборы подлежащие уплате при подаче как полной, так и неполной, периодической, или временной таможенной декларации.

В Российской Федерации таможенные сборы регулируются согласно Постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» и Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Эти документы дополняют ТКТС нормами, в которых дается определение таможенных сборов, устанавливаются виды таможенных сборов, устанавливается порядок исчисления, формы и сроки уплаты таможенных сборов. Таким образом, устраняется пробел в правовом регулировании и создается законодательная основа для установления и взимания таможенных сборов.

Виды, порядок исчисления и уплаты таможенных сборов в РФ установлены главой 14 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии с ранее действовавшим Таможенным кодексом РФ (1993 г.)[29] таможенные сборы носили выраженный фискальный характер, что противоречило положениям ст. VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ), которыми предусматривается, что все сборы и платежи любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, о которых говорится в ст. III ГАТТ), устанавливаемые договаривающимися сторонами на вывоз или ввоз либо в связи с ними, должны быть ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказываемых услуг и не должны представлять собой косвенное покровительство для отечественных товаров или обложение импорта либо экспорта в фискальных целях. ТКТС, в свою очередь, декларирует, что размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Таможенный сбор за таможенное сопровождение. Таможенное сопровождение законодатель относит к мерам по обеспечению соблюдения таможенного транзита (ст. 217 ТК ТС). При использовании этой меры должностные лица таможенных органов на основании решения руководителя сопровождают транспортные средства, перевозящие товары под таможенным контролем. Как правило, таможенное сопровождение грузов осуществляется должностными лицами таможенных органов, группой таможенного сопровождения, созданной при таможенном органе, а также иными организациями с одинаковой целью: обеспечить соблюдение действующего таможенного законодательства. Таможенное сопровождение производится как в добровольном порядке, так и принудительно при недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов или при неоднократном нарушении перевозчиком обязанностей при перевозке товаров транзитом. Но в любом случае у лица возникает обязанность уплатить сбор за таможенное сопровождение.

Таможенный сбор за хранение. Это вид платежа, уплачиваемый за хранение товаров на складе временного хранения таможенных органов. Такие склады временного хранения учреждаются согласно Приказу ФТС России от 6 декабря 2007 г. № 1496 «Об учреждении складов временного хранения таможенными органами»[30]. При принятии товара на склад временного хранения таможенного органа лицу выдается квитанция, экземпляр которой после выдачи товара передается в подразделение бухгалтерского учета таможенного органа. Если же склад временного хранения учреждается частными субъектами, то возмещение затрат на хранение происходит на основе положений гражданского законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: