Взыскание и возврат таможенных сборов

В ч. 1 ст. 128 ФЗ № 311 законодатель определяет порядок уплаты таможенных сборов. Однако следует помнить, что в соответствии с положениями п. 3 ст. 104 ТК ТС и ч. 3 ст. 25 ФЗ № 311 убытки (вред), причиненные плательщику таможенных сборов, а также иным лицам, указанным в п. п. 1 и 3 ст. 186 ТК ТС, правомерными решениями, действиями таможенных органов и их должностных лиц, связанными с таможенными операциями, сопровождением и хранением, возмещению не подлежат.

Во-первых, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются при декларировании товара. Следовательно, если декларирование товаров не производится, у лица не возникает этой обязанности. Однако из этого правила есть исключения. При декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, таможенный сбор за таможенные операции не уплачивается (см. решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 311 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем").

Что касается перемещения товаров для коммерческих, производственных и иных нужд, уплата таможенных сборов является необходимым условием декларирования товаров независимо от дальнейшего их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Ведь возврату в случае отказа в выпуске товаров суммы уплаченных таможенных сборов не подлежат (ч. 1 ст. 223 ФЗ № 311). Подача повторной таможенной декларации не влияет на обоснованность расходов, поскольку в силу вышеприведенных норм таможенного законодательства сборы уплачиваются за совершение обязательных действий таможенным органом, в том числе при повторном декларировании. При этом цель декларирования - выпуск товаров - в итоге достигнута, а значит, понесенные налогоплательщиком расходы связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Законодатель устанавливает обязательные уплаты таможенных сборов за таможенные операции при подаче:

- неполной таможенной декларации (см. ст. 212 ФЗ № 311);

- периодической таможенной декларации (см. ст. 213 ФЗ № 311);

- временной таможенной декларации (см. ст. 214 ФЗ № 311);

- полной таможенной декларации.

Во-вторых, таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Плата взимается за услугу, которую оказывает государство в лице специально подготовленных должностных лиц таможенных органов, в должностные обязанности которых входит осуществление таможенного сопровождения.

Не следует забывать о предварительном характере уплаты таможенного сбора. После принятия начальником таможенного органа (либо другим уполномоченным лицом) решения об организации таможенного сопровождения в течение 10 минут оформляется заявка. Следует незамедлительно уведомить декларанта таможенной процедуры таможенного транзита (перевозчика) в произвольной письменной форме о принятии положительного решения об организации таможенного сопровождения и необходимости уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение.

Затем необходимо подтвердить таможенному органу, организующему таможенное сопровождение, факт уплаты с использованием таможенного приходного ордера таможенных сборов за таможенное сопровождение в полном объеме на счет Федерального казначейства. После подтверждения издается приказ об организации таможенного сопровождения, определяется таможенный наряд и организуется таможенное сопровождение. Как правило, таможенное сопровождение применяется только на территории РФ.

В-третьих, законодатель четко определяет порядок уплаты таможенного сбора за хранение. Таможенные сборы уплачиваются лишь при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа. Принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на склад таможенного органа, складской квитанции. Установленный порядок не применяется, если местами временного хранения являются:

- склад российского юридического лица, внесенного в реестр владельцев складов временного хранения;

- склад получателя товара;

- помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;

- отдельные помещения в местах международного почтового обмена;

- место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;

- место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

- специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации таких товаров совпадают;

- железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;

- иные места, определяемые федеральными законами или актами Правительства РФ.

Перечисление таможенных сборов на счет Федерального казначейства осуществляется кредитными организациями после получения от координатора эмиссии уведомления о проведении операции.

Законодатель закрепляет особый порядок уплаты для физических лиц - уплата таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа. Такой порядок применяется при совершении таможенных операций в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из страны физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности при наличии кассы в таможенном органе.

Согласно ст. 129 ФЗ № 311 взыскание таможенных сборов осуществляется в принудительном порядке в случае их неуплаты или неполной уплаты. Законодатель определяет единый порядок взыскания таможенных сборов и таможенных пошлин, налогов (см. гл. 14 ТК ТС и комментарий к гл. 18 ФЗ № 311).

Следует отметить, что законодатель четко не указал, каких именно таможенных сборов касается установленный порядок взыскания. Так как таможенным сборам за таможенные операции и за таможенное сопровождение характерен предварительный характер уплаты, можно сделать вывод, что данный порядок касается только таможенного сбора за хранение, который уплачивается после оказания услуги по хранению (до фактической выдачи товаров со склада таможенного органа).

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных сборов производится таможенным органом по заявлению плательщика. При этом применяются единые правила возврата таможенных сборов и таможенных пошлин, налогов (см. гл. 13 ТК ТС и гл. 18 ФЗ № 311).

В ч. 2 ст. 129 ФЗ № 311 законодатель устанавливает исключения из общего порядка, касающегося взыскания и возврата только таможенных сборов за таможенные операции. Если сведения, указанные в декларации, подвергаются корректировке, что влечет за собой изменение сумм таможенных платежей:

- перерасчет таможенного сбора за таможенные операции не производится;

- также не производится ни дополнительное взыскание, ни возврат сумм таможенных сборов.

Законодатель закрепил положение, согласно которому возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится в случае:

- отказа в выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

- отзыва таможенной декларации.

Однако в этих случаях предусмотрен возврат таможенных пошлин, налогов (ст. 148 ФЗ № 311).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: