Толстых А. В. Подросток в неформальной группе

Из книги: Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М, 1991

Исследование неформальных молодежных объединений относится к сравнительно новым, но уже запущенным областям нашего общественного знания. Сменилось несколько' поколений неформалов, а ученые все еще находятся в периоде первоначального накопления фактических данных, отчего журналистское расследование, как более оперативное, конкретное и эффективное, до сих пор заменяет нам научные исследования, призванные проникнуть в сущность феномена.<...>

Не подряжаясь на выполнение слишком масштабных задач, мы остановимся лишь на одной проблеме, связанной с социально-психологическими механизмами ряда неформальных общностей подростков. Этот с виду частный и специфичный вопрос относится к разряду наиболее социально острых и эмоционально окрашенных, и к тому же отмеченных криминальными эксцессами и особой агрессивностью общественного мнения. <...>

Несколько слов об истории неформального движения молодежи. В ней явственно просматриваются три основных этапа;

Первый закончился приблизительно в середине семидесятых годов и может быть охарактеризован как предыстория неформальных объединений. По сути, мы имели дело с давно известным феноменом подростковых компаний, с присущей им типичной социально-психологической структурой (лидерами, «звездами», предпочитаемыми, отвергаемыми и «изгоями»). <...>

С 1977 года, ознаменовавшегося появлением первой массовой неформальной подростковой общности — фанатов футбольной команды «Спартак», количество таких объединений стало стремительно возрастать, охватывая все более широкие слои школьников и учащихся ПТУ. <...>

Наконец, на современном этапе существования молодежных групп обращает на себя внимание та дифференциация, которая происходит в «неформальном мире». Часть групп политизируется, пытается принимать активное участие в общественной жизни. Другая, в силу своих существенных особенностей герметически закрыта для постороннего проникновения, а некоторые имеют тенденция к слиянию с асоциальным и преступным миром. <...>

Приходится считаться с тем, что подросток — явление скорее городское, чем сельское, скорее социальный статус, нежели возрастное качество. <...> с.352

Отметим ряд принципиальных положений, необходимых для понимания современного подростничества.

Первое связано с миграционными процессами, в частности, с миграцией сельского населения в город, которая с 20-х годов носит массовый характер. <...> (Забегая вперед, заметим, что в некоторых группах неформалов основной контингент составляют вчерашние сельские выходцы.)

Второе. Последние два десятилетия жизни нашего общества отмечены тектоническими расслоениями общества на сословно-имущественных основах. <...> В период, когда в обществе господствуют корпоративные настроения, когда процветают научные кланы, производственные и управленческие мафии, различные секты «по интересам», когда пришпоривается социально-психологический механизм деления на «мы» и «они», вполне логичным и даже закономерным видится поиск подрастающим поколением своих возрастных общностей, моделирующих окружающую жизнь. <...>

Третье. Неформальное движение ощущало и ощущает на себе постоянное давление «внешних сил»: милиции, семьи, школы, комсомола, прессы. В то время как семья, находящаяся сегодня, мягко говоря, не в лучшем состоянии, потеряла влияние на многих подростков, теша себя иллюзией, что отныне воспитательная функция в основном лежит на школе, сама же школа требовала преимущественно соблюдения правил для учащихся.<...>

В конце 1989 года ленинградские социологи провели исследование, в ходе которого были изучены различные неформальные группы. <...> Всего было исследовано более 40 групп; 70% их участников составляют юноши, 30%—девушки; абсолютное большинство — несовершеннолетние. Вот в кратком изложении полученные данные.

Среди наиболее важных причин, побудивших молодых людей «уйти в неформалы», —потребность в друзьях, в чем-то необычном, а также конфликты в школе, дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше».

Довольны тем, как проводят в группе свободное время, 64% опрошенных. В основном это просто «тусовка на своей площадке». Другой наиболее распространенный способ времяпрепровождения — посещение видеосалона. Молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии, эротику. «Сидят у себя в подвале» лишь 15% опрошенных.

70% молодых людей заявили, что у них в группе все употребляют спиртное, 55% — «иногда хулиганят», 9% — случается фарцуют, 36% ответили, что участники их группы защищают свою; территорию от других групп, 52% — что бывают драки с другими! группами, 23% — что не дают спуску приезжим из других республик, 46% — что допускают в группе «свободную любовь». 36% опрошенных заявили, что будут держаться вместе со своей группой, даже если ее действия будут противоправными; 45% постараются не нарушить закон и удержать от этого других. <...> Более 25% за хорошие деньги согласились бы сами и уговорили своих товарищей защищать кооператоров от хулиганов. Готовы участвовать в полезном для обществе деле 27%. <...>

ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУПП

Общественно-политические группы. Они не слишком многочисленны, распространены в больших городах. Ставят своей целью пропаганду определенных политических взглядов, развитие демократии в СССР. Важно, что практически для всех таких, групп характерна «мирная», «академическая» деятельность. <...>

Радикальные группы. Распространены преимущественно в больших городах, однако отмечается их появление и в поселках, селах. Основной контингент — учащиеся восьмых—девятых классов; лидеры — чаще всего молодые люди в возрасте 20 — 25 лет; взрослых в группе немного, но их авторитет очень высок. Характерный пример групп радикального толка — люберы.

«Радикалы» строят свою деятельность не на мирных основах, не на пропагандистских путях, а на тактике собственного решительного, «радикального» вмешательства в текущие события. <...>

Именно эта категория молодежи дает наибольший рост преступности, терроризирует других подростков, молодежь.

Эколого-этнические группы сегодня переживают период бурного роста. Распространены они в больших городах, в неблаго-" получных в экологическом отношении районах. <...> Деятельность их разнопланова. Здесь и «зеленые патрули», состоящие из подростков при взрослых руководителях, и группы экологии культуры и человеческого общежития, и группы, возникшие по какому-либо конкретному поводу (борьба со строительством «вредного» предприятия, спасение исторического памятника). <...>

Группы образа жизни, пожалуй, можно назвать классическими неформальными группами. Именно их члены получили первыми прозвище неформалов. Хиппи и панки — яркие представители этого направления. Распространены эти группы в больших городах, в их деятельности участвуют много школьников. <...^ с.354

К нетрадиционно-религиозным группам относятся «Общество всеобщего сознания Кришны», группы дзен-буддистов, са-танистов и ряд других; существуют они преимущественно в больших городах.

Нетрадиционно-религиозные группы пытаются найти некоторый мистический смысл во всех происходящих событиях и повлиять на их ход путем заклинаний, медитативной практики и т. д. Группы имеют развитую иерархию, харизматических лидеров. Школьники не составляют в них большинства, но так или иначе участвуют, сочувствуют, используют оккультную атрибутику. <...>

Группы по интересам распространены в городах и в сельской местности. Основной контингент — учащиеся восьмых десятых классов, но встречаются и семиклассники, и даже подростки более раннего возраста.

Типичный пример таких групп — поклонники музыкальных рок-ансамблей. Широко известны, скажем, сторонники Heavy metal rock, так называемые металлисты.<...>

Другой пример — рокеры. Они носятся на мотоциклах, украшены различной атрибутикой.

Заканчивая этот краткий обзор, отметим, что предложенная классификация крайне приблизительна и для своего адекватного построения нуждается в обширных исследованиях.

До недавнего времени потребность в самоутверждении как независимой и «взрослой» личности через компанию сверстников была достоянием многих школьников. Сегодня социальная ситуация развития подростка резко изменилась.

Выходя за пределы очерченной взрослыми «детской площадки» (дом, школа, «кружок по фото»), он оказывается на плотно заселенной территории подростковых групп.

Даже сам выбор неформальной группы не является сугубой прерогативой личности. Чаще всего подросток примыкает к уже сложившейся группе — в основном но территориальному признаку. <...>

Тотальная несвобода от окружения — вот одна характерная особенность современного отрочества.

Вторая — беспредметность общения. «Предмет», вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически «тотемичес-кую» функцию. Рок — музыка, футбол, мода являются лишь поводом для определенного типа общения. Специалистов поражает то обстоятельство, что футбольные фанаты в массе не разбираются в азах фугбола, рокеры, различая этикетки солистов и групп, обычно вовсе не меломаны и музыкально безграмотны. <...>

Поскольку подростковое общение преимущественно беспредметно, оно является подчеркнуто эмоциональным. Чтобы достигнуть эмоциональной близости, и используется зрелищное общение, а именно — такой процесс взаимодействия и взаимовлияния участников определенного публичного действия, в котором главное место занимают аудиовизуальные компоненты (совокупность видимого и слышимого). Последние организуют восприятие определенным образом, вызывая сильное эмоциональное переживание, обостренное чувство общности, причастности к группе. <...>

Подростковые группировки обычно хорошо организованы, требуют безусловной и непререкаемой лояльности, преданности группе. Организационные основы такой неформальной общности так же настроены на волну деперсонализации, уничтожения личностного начала, как и ее «идеология», основанная на мифологии и зрелищности. Лишь жестко держа горизонтальные связи, за счет разрушения связей вертикальных, связей с миром взрослых, группа обеспечивает свою устойчивость.

Как это ни парадоксально, но такая полувоенная организация отдельных типов группировок отвечает чувствам подростка, главным из которых является страх потерять «свою» группу, боязнь отторжения. <...> Весьма своевольные в школьном и домашнем кругу, подростки в группировке могут1 проявлять «чудеса» дисциплины и самоограничения. Лишаясь свободы выбора, они обретают взамен нечто для них крайне важное, поскольку чувство зависимости дает им иллюзию уверенности в себе, позволяет снять или по крайней мере отодвинуть львиную долю боязней и найти относительный душевный комфорт.

При этом общность держится в первую очередь не внутренними связями, а стремлением к разграничению с другими общностями. Все подростковые группы — соперничающие группы, и это соперничество чем дальше, тем больше принимает характер столкновений, в том числе и кровавых. Определенное влияние на подростковые группы начинает оказывать организованная преступность.

Все это неудивительно, поскольку деперсонализирующий эффект неформального общения в группах с низким уровнем рефлексии позволяет «подсовывать» им в качестве групповых ценностей самые различные цели и средства их достижения. Активность неформальных групп, их жесткую организацию можно использовать как в социально-позитивных, так и в асоциальных целях. <...>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: