Формы общественного сознания. Помимо уровней общественное сознание подразделяется на формы (вертикальный срез)

Помимо уровней общественное сознание подразделяется на формы (вертикальный срез). Почему общественное сознание плюралистично? Почему оно существует в многообразных формах? Ответ прост: во-первых, многообразна и сложна сама общественная жизнь (общественное бытие), требующая всестороннего осмысления; во-вторых, аспекты этого осмысления тоже многообразны (познавательный, оценочный, художественный); в-третьих, каждый вид духовной деятельности занимает свое определенное место в общественной жизни, выполняет свои функции. Следовательно, можно говорить о принципах классификации форм общественного сознания.

1. По объекту отражения. Каждая форма общественного сознания отражает определенную сторону общественного бытия. Например, политическое сознание отражает отношения между различными социальными группами по поводу власти; экономическое сознание отражает экономические отношения, функционирование и развитие экономики, ее перспективы; нравственное сознание отражает специфику межличностных отношений; религиозное сознание – отношение к Богу и т.д.

2. По способу отражения. Это может быть рационально-логический способ отражения (научное, правовое, политическое, экономическое, философское и др.); оценочный (нравственное, религиозное, атеистическое, философское); художественно-образный (художественное, религиозное и др.).

3. По социальной роли в обществе. Каждая форма общественного сознания выполняет ряд функций в обществе, одна из которых – основная. Например, искусство выполняет и познавательную, и воспитательную, и оценочную функцию, но на первом месте – психологическая функция эмоционального воздействия. Основная функция правосознания – регулятивная (наряду с оценочной, познавательной, воспитательной) и т.д.

Право, мораль, искусство, религию, науку можно рассматривать как самостоятельные социальные явления, существующие не только в форме мысли (как скажем, политические и правовые идеи, художественный образ и эстетический идеал, научные и философские взгляды, нравственная оценка и религиозные постулаты), но и дополненные вполне ощутимыми, «работающими» законами и нормами, культовыми и обрядовыми действиями, предписаниями и санкциями, «обрастающими» вполне материальной системой отношений и институтов (научные организации, церковь, суд, театры и т.п.). Поэтому-то мы всегда и говорим: правовое сознание и право, религиозное сознание и религия и т.д.

Однажды возникнув, все формы общественного сознания (в том числе на уровне институтов) начинают жить самостоятельной жизнью, подчиняться своей внутренней логике развития и иметь свои закономерности. Между ними устанавливаются сложные и специфические отношения. Но нельзя забывать, что эта самостоятельность в конечном счете определяется ролью форм сознания в человеческой деятельности, характером их связи с реальным жизненным процессом (общественным бытием), что совершенно необходимо учитывать при их исследовании. Скажем, проблемы правосознания нельзя рассматривать «изнутри», без соотнесения их с состоянием и проблемами развития производственных отношений, всей сферы материальной общественной жизни, «юридическим отражением» которых является правосознание. Если идеолог, теоретик, художник форму и содержание мыслительного процесса выводят только из «чистого мышления» – или из своего собственного, или из мышления своих предшественников, – то такая духовная деятельность будет бессмысленной, не общезначимой.

Первоначально число форм общественного сознания ограничивалось наукой, философией, религией, искусством, нравственностью, политическим и правовым сознанием. Причем наука иногда рассматривается как нечто присущее общественному сознанию в целом, «пронизывающее» его. В последние годы в литературе отстаивается мысль об экономическом и экологическом сознании как самостоятельных, специфических формах общественного сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: