Андрусенко, В. А. Социальный страх [Текст] / В. А. Андрусенко. Свердловск, 1991.
Абдуллаев, З. Экологические отношения и экологическое сознание [Текст] / З. Абдулаев. Ташкент, 1990.
Антонов, М. Экономика и нравственность [Текст] / М. Антонов. М., 1989.
Апресян, Р. Г. Природа морали [Текст] / Р. Г. Апресян // Филос. науки. 1991. № 12.
Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление [Текст] / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988.
Баллестрем, К. Г. Власть и мораль [Текст] / К. Г. Баллестрем // Филос. науки. 1991. № 8.
Булгаков, С. Православие [Текст] / С. Булгаков. М., 1991.
Возрождение культуры России: истоки и современность [Текст] / ред. кол. В. Т. Пуляев и др. Вып. 1. СПб., 1998.
Горшков, М. К. Общественное мнение: история и современность [Текст] / М. К. Горшков. М., 1988.
Гречишников, С. Е. Поиск надежды и духовного утешения [Текст] / С. Е. Гречишников. М., 1991.
Грушин, Б. Г. Массовое сознание [Текст] / Б. Г. Грушин. М., 1987.
Гусейнов, Г. Ч. Ложь как состояние сознания [Текст] / Г. Ч. Гусейнов // Вопр. философии. 1989. № 11.
Дмитриев, И. С. Религиозные искания И. Ньютона [Текст]
/ И. С. Дмитриев // Вопр. философии. 1991. № 6.
|
|
Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств [Текст] / Н. А. Дмитриева. М., 1991.
Диалектика форм и уровней общественного сознания [Текст]. Барнаул, 1988.
Козлова, О. Н. Духовная культура современного общества [Текст] / О. Н. Козлова // Соц.-полит. журнал. 1991. № 10.
Пустарнаков, В. Ф. Снова примат религиозной философии [Текст] / В. Ф. Пустарнаков // Вопр. философии. 1995. № 2.
Самосознание европейской культуры ХХ в. [Текст]. М., 1991.
Столович, Л. Красота, добро, истина [Текст] / Л. Столович. М., 1994.
Философия, культура и ценностный мир человека [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург, 2006.
Франк, С. Л. Духовные основы общества [Текст] / С. Л. Франк. М., 1992.
Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» [Текст] / З. Фрейд // Диалог. 1990. № 12.
Хейне, П. Экономический образ мышления [Текст] / П. Хейне. М., 1991.
Ценностные аспекты общественного сознания [Текст]. Барнаул, 1990.
Черняк, В. А. Диалектика теоретического и обыденного сознания (мировоззренческий аспект) [Текст] / В. А. Черняк и др. М., 1985.
Этика и мораль [Текст]. М., 1990.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается диалектика материальной и духовной жизни общества?
2. Какова структура духовной жизни общества?
3. Какова природа духовных потребностей человека? Связаны ли эти потребности с врожденными, приобретенными или надчеловеческими качествами?
4. Чем отличаются понятия «дух», «духовность» в религии и философии?
5. Можно ли провести какие-либо аналогии между материальным и духовным производством?
6. Чем отличаются индивидуальное и общественное сознание?
7. Как связаны между собой различные формы общественного сознания?
|
|
8. Как формируется массовое сознание? Можно ли считать массовое сознание явлением только новейшего времени?
9. Что следует понимать под общественной идеологией и какую роль она играет в обществе?
10. Какие потребности человека и общества можно отнести к духовным?
11. Чем различаются между собой уровни общественного сознания?
12. Какая из форм общественного сознания не имеет, как правило, институционального выражения?
13. Какая форма общественного сознания включает представления о генетической, производственной и духовной связях человека (общества) с природой, а также программные установки по преобразованию и сохранению природы?
14. Чем вызвано возникновение в ходе исторического развития многообразие форм общественного сознания?
15. Чем различаются между собой художественный и научный способ духовного освоения мира?
.
Лекция 15
Общественное развитие:
направленность, стадиальность, перспективы [123]
Вместо того, чтобы вставать в позу пророков, мы должны стать творцами своей судьбы.
К. Поппер
Проблема общественного прогресса и его критерии.
Формационная и цивилизационно-культурная модели социальной истории.
Современная Россия: выбор пути.
Обозначенная в названии темы проблема во многом представляет собой квинтэссенцию вопросов, составляющих суть философии социальной истории. Как прошлым поколениям людей, так и современному человечеству крайне важно разобраться в том, является ли общественное развитие «броуновским движением» не связанных между собой и не обладающих общим «смысловым стержнем» историй отдельных народов либо оно внутренне организовано и имеет четко просматривающийся вектор динамики изменений? Ответ на данный вопрос имеет не только заметное теоретическое, но и принципиальное практическое значение, особенно с учетом традиционных поисков российской общественностью путей вывода страны на путь перспективного исторического развития.