Библиографический список. Андрусенко, В. А. Социальный страх [Текст] / В

Андрусенко, В. А. Социальный страх [Текст] / В. А. Андрусенко. Свердловск, 1991.

Абдуллаев, З. Экологические отношения и экологическое сознание [Текст] / З. Абдулаев. Ташкент, 1990.

Антонов, М. Экономика и нравственность [Текст] / М. Антонов. М., 1989.

Апресян, Р. Г. Природа морали [Текст] / Р. Г. Апресян // Филос. науки. 1991. № 12.

Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление [Текст] / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988.

Баллестрем, К. Г. Власть и мораль [Текст] / К. Г. Баллестрем // Филос. науки. 1991. № 8.

Булгаков, С. Православие [Текст] / С. Булгаков. М., 1991.

Возрождение культуры России: истоки и современность [Текст] / ред. кол. В. Т. Пуляев и др. Вып. 1. СПб., 1998.

Горшков, М. К. Общественное мнение: история и современность [Текст] / М. К. Горшков. М., 1988.

Гречишников, С. Е. Поиск надежды и духовного утешения [Текст] / С. Е. Гречишников. М., 1991.

Грушин, Б. Г. Массовое сознание [Текст] / Б. Г. Грушин. М., 1987.

Гусейнов, Г. Ч. Ложь как состояние сознания [Текст] / Г. Ч. Гусейнов // Вопр. философии. 1989. № 11.

Дмитриев, И. С. Религиозные искания И. Ньютона [Текст]
/ И. С. Дмитриев // Вопр. философии. 1991. № 6.

Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств [Текст] / Н. А. Дмитриева. М., 1991.

Диалектика форм и уровней общественного сознания [Текст]. Барнаул, 1988.

Козлова, О. Н. Духовная культура современного общества [Текст] / О. Н. Козлова // Соц.-полит. журнал. 1991. № 10.

Пустарнаков, В. Ф. Снова примат религиозной философии [Текст] / В. Ф. Пустарнаков // Вопр. философии. 1995. № 2.

Самосознание европейской культуры ХХ в. [Текст]. М., 1991.

Столович, Л. Красота, добро, истина [Текст] / Л. Столович. М., 1994.

Философия, культура и ценностный мир человека [Текст]: межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург, 2006.

Франк, С. Л. Духовные основы общества [Текст] / С. Л. Франк. М., 1992.

Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» [Текст] / З. Фрейд // Диалог. 1990. № 12.

Хейне, П. Экономический образ мышления [Текст] / П. Хейне. М., 1991.

Ценностные аспекты общественного сознания [Текст]. Барнаул, 1990.

Черняк, В. А. Диалектика теоретического и обыденного сознания (мировоззренческий аспект) [Текст] / В. А. Черняк и др. М., 1985.

Этика и мораль [Текст]. М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается диалектика материальной и духовной жизни общества?

2. Какова структура духовной жизни общества?

3. Какова природа духовных потребностей человека? Связаны ли эти потребности с врожденными, приобретенными или надчеловеческими качествами?

4. Чем отличаются понятия «дух», «духовность» в религии и философии?

5. Можно ли провести какие-либо аналогии между материальным и духовным производством?

6. Чем отличаются индивидуальное и общественное сознание?

7. Как связаны между собой различные формы общественного сознания?

8. Как формируется массовое сознание? Можно ли считать массовое сознание явлением только новейшего времени?

9. Что следует понимать под общественной идеологией и какую роль она играет в обществе?

10. Какие потребности человека и общества можно отнести к духовным?

11. Чем различаются между собой уровни общественного сознания?

12. Какая из форм общественного сознания не имеет, как правило, институционального выражения?

13. Какая форма общественного сознания включает представления о генетической, производственной и духовной связях человека (общества) с природой, а также программные установки по преобразованию и сохранению природы?

14. Чем вызвано возникновение в ходе исторического развития многообразие форм общественного сознания?

15. Чем различаются между собой художественный и научный способ духовного освоения мира?

.


Лекция 15

Общественное развитие:
направленность, стадиальность, перспективы [123]

Вместо того, чтобы вставать в позу пророков, мы должны стать творцами своей судьбы.

К. Поппер

Проблема общественного прогресса и его критерии.

Формационная и цивилизационно-культурная модели социальной истории.

Современная Россия: выбор пути.

Обозначенная в названии темы проблема во многом представляет собой квинтэссенцию вопросов, составляющих суть философии социальной истории. Как прошлым поколениям людей, так и современному человечеству крайне важно разобраться в том, является ли общественное развитие «броуновским движением» не связанных между собой и не обладающих общим «смысловым стержнем» историй отдельных народов либо оно внутренне организовано и имеет четко просматривающийся вектор динамики изменений? Ответ на данный вопрос имеет не только заметное теоретическое, но и принципиальное практическое значение, особенно с учетом традиционных поисков российской общественностью путей вывода страны на путь перспективного исторического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: