Профессиональная подготовка дизайнеров на кафедре дизайна МГУКИ развивает технологические приемы и методы разработки проектных решений для объектов социально-культурной сферы. Этими объектами могут быть учреждения культуры, досуга, фирмы, салоны, ателье, культурные и социально-реабилитационные центры, выставочные экспозиции, кафе. В каждом случае доминирующей компонентой проекта выступает создание эффекта впечатления с учетом всех возрастных категорий населения, потенциальных посетителей данного объекта.
Другой категорией являются учреждения досуга и развлечений для элитной прослойки населения. Здесь также имеются свои особенности оформление помещений, сфера услуг в соответствии с уровнем требований и вкусов потенциального потребителя. Доминирующей компонентой проекта является стиль и достойное его воплощение.
Начиная разработку проектного задания, необходимо помнить, что один объект может иметь множество вариантов решения от частичной модернизации до полного обновления предметно-пространственной среды.
|
|
Наиболее практикуемые методы:
· Метод «сценирование» в дизайне означает воображаемое воссоздание целостного образа проектируемого сложного объекта, которого пока нет в реальности;
· Метод «сценарное моделирование» - это модель, сочетающая текст, звук, пластику, пантомиму, световые и цветовые эффекты, визуальный графический ряд и другие элементы. Могут быть использованы любые технические приемы и элементы, необходимые, по мнению автора проекта, для усиления эффекта воздействия на зрителя.
· метод театрально-драматургический:
используется для организации действия (прогнозируемых ситуаций). Таковыми действиями-ситуациями могут быть зрелищные модели, которые, имея определенную жанровую форму, постоянно трансформируются в процессе общения со зрителем.
· Средства для решения проектных задач
Для решения проектных задач используются различные средства, называемые нами «элементами инструментальной технологии. Для наглядности рассмотрим предлагаемые три схемы.
Схема № 1
Визуально – графическиесредства:
· шрифты,
· цветовые эффекты,
· фон,
· композиция текстов и графики,
· символ,
· эмблема,
· логотип,
· рисунок,
· фотография.
Схема № 2
Пространственно-пластические средства:
· моделирование в системе «человек-объект-среда»
· геометрические формы
· цветовые зоны
· световые эффекты
· природный ландшафт
· искусственный ландшафт
· композиция геометрических форм, природного ландшафта и звука
· миметический дизайн (воссоздание традиционных объектов)
Схема № 3
|
|
Акустические средства:
· Звуки-имитации
· Звуки природного происхождения
· Шумы искусственного происхождения: жизнь мегаполиса
· Шумы деревенской жизни
· Шум молодежного лагеря, вокзала и т.д.
Вопросы для самоконтроля
1. В каком году получила признание новая теоретическая концепция?
2. Какова роль художественного уровня дизайна в новой концепции?
3. Дайте определение дизайн – программы.
4. Какие блоки входят в структуру дизайн – программы?
5. Назовите методы, которые применяет дизайнер.
6. Назовите средства, которые использует дизайнер.
Ключевые слова и понятия
Дизайн-программа, программно-целевой блок, концептуальный блок, организационный блок, проектный блок, художественное моделирование, визуально-графические средства, сценирование, сценарное моделирование.