Аксиоморфологическая концепция дизайна

ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) был создан в 1962 году и стал центром системы отечественного дизайна. Практически отсутствовала информация о зарубежном дизайне, все приходилось делать почти с нуля. Не имели четкого представления и вызывали споры не только цели, но методы и задачи дизайна. Даже использование термина «дизайн» находилось под запретом. Были сформулированы задачи технической эстетики, структура которой включала следующие компоненты:

1) вопросы общей теории художественного конструирования (дизайна) с определением его задач и путей развития;

2) проблемы взаимодействия человека и вещи; отсюда вытекали состав номенклатуры и состав вещей для обеспечения нормального протекания процессов жизнедеятельности;

3) разработка требований к качеству изделий и их комплексов с учетом групп населения (типовых требований);

4) проблемы, связанные с методическими вопросами художественного конструирования (принципы, методы проектной работы), а также вопросами формообразования и композиции.

Весь комплекс требований технической эстетики и вся совокупность потребительских свойств условно разделялась на две группы:

1. Социальные требования, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические требования.

2. Материальные затраты на производство и эксплуатацию изделий.

Социальные требования связаны с необходимостью производства вида изделий, номенклатурой, организацией процесса труда, утилитарно-функциональными требованиями.

Эргономические требования включают соответствие предмета (вещи) физическим, психологическим, физиологическим данным.

Эстетические требования – это композиционно-художественные принципы. Дизайнер использует весь арсенал принципов, найденных поколениями художников, архитекторов; опыт эстетического освоения действительности.

Произведения дизайна в своем большинстве выступают как носители эстетической ценности, и как элементы формы художественно-образного решения человеком действительности. Дизайн предстает перед нами как сфера материальной культуры и искусства, включающая в себя утилитарные и эстетические ценности».

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и где появилась аксиоморфологическая концепция?

2. Какова роль технической эстетики сегодня?

Ключевые слова

Морфология вещи, аксиология, процесс дизайнерского проектирования, композиционно-художественные принципы проектирования.

· Концепция вторая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: