Основные правила и последовательность проведения анализа хозяйственной деятельности

Повышение эффективности хозяйственной деятельности во многом зависит от обоснованности, своевременности и целесообразности принимае­мых управленческих решений. Поэтому только правильно органи­зованная аналитическая работа по изучению результатов хо­зяйствования может обеспечить его действенность и эффектив­ность, повлиять на ход хозяйственных процессов, осуществляемых на предприятии. При этом организация анализа хозяйственной дея­тельности на предприятиях должна соответствовать следующим требованиям:

1) научный характер анализа. Анализ должен основываться на новейших достижениях науки и передового опыта, проводиться с учетом действия экономических законов, а также с использованием научно обоснованных методик;

2) обоснованное и четкое распределение обязанностей по про­ведению анализа между отдельными исполнителями. От этого зависит не только полнота охвата объектов анализа, но и исключается возможность многократно­го (разными лицами) проведения одних и тех же исследований, а также повышается эффективность использования рабочего времени специа­листов и обеспечивается комплексность анализа;

3) аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть наименьши­ми при оптимальной глубине анализа и его комплексности. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информа­ции, различные методики сбора и хранения данных;

4) ориентация на запросы конкретных пользователей резуль­татов анализа, что позволяет, с одной стороны, наиболее полно удовлетворять информационные запросы различных пользователей результатов анализа, а с другой - минимизировать расходы на прове­дение анализа;

5) регламентация и унификация аналитической работы.

Регламентация предусматривает разработку для каждого исполни­теля обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание ти­повых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандарт­ных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопос­тавимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности структурных подразделений предприятия, снижает затраты времени на проведение анализа и повышает его эффективность.

При выполнении любого объема аналитической работы по оценке результатов деятельности предприятия следует соблюдать определенную последовательность проведения анализа. Основными организационными этапами проведения аналитической работы на предприятии являются:

1 этап - определение субъектов и объектов анализа хозяйствен­ной деятельности в соответствии с его целями и задачами.

2 этап - планирование аналитической работы, определение ис­полнителей и сроков проведения анализа.

3 этап - информационное и методическое обеспечение анализа хозяйственной деятельности, сбор и проверка исходных данных; вы­бор системы показателей и разработка рабочих методик их расчета.

4 этап - аналитическая обработка и сравнение показателей, вы­явление факторов и причин, обусловивших результативные показатели.

5 этап - обобщение результатов, выявление резервов и опреде­ление мероприятий по их реализации.

6 этап - оформление результатов анализа, установление круга лиц - пользователей материалами анализа, определение места, вре­мени и участников обсуждения итогов анализа.

7 этап - принятие управленческих решений по обеспечению эф­фективной работы изучаемого объекта, выполнению плановых пока­зателей.

Такое поэтапное проведение аналитической работы соблюдается как при комплексном, так и при оперативном анализе результатов хо­зяйственной деятельности предприятия.





Подборка статей по вашей теме: