Занятие 2. Прошедшее время сильных глаголов

Так уж повелось, что любые изменения, связанные с сильными глаголами, влекут за собой массу сложностей. Происходит это в основном из-за того, что в своей быстрой эволюции сильные глаголы не всегда поспевали за скоротечными изменениями речи Синдар, и некоторые формы глаголов сохраняли спряжение из архаичных времен до настоящего времени.

Все сильные глаголы, оканчивающиеся на –r временной суффикс –n просто присоединяется к корню, не вызывая никаких изменений.

Пример:

Dar – останавливаться >darn – он остановился, gir – вздрагивать > girn – он вздрогнул.

Как видите, здесь все довольно просто. У глаголов, оканчивающихся на –l, по фонетическим причинам временной индикатор изменяется на –l, дабы избежать несколько неуклюжего сочетания –ln.

Пример:

Pel – вянуть >pell – он вял.

У глаголов, оканчивающихся на –b, -d, -g, -dh и –v временной индикатор –n ставится перед последним согласным, вызывая определенные фонетические изменения последнего, и сам при этом иногда изменяется.

Пример:

Tab – блокировать >tamp – он блокировал.

Ped – говорить >pent – он говорил.

Dag – убивать >danc – он убивал.

Redh – сеять >rend – он сеял.

Lav – лизать >lam – он лизал.

Все остальные формы образуются при помощи соответствующего местоименного окончания, который присоединяется стандартным для сильных глаголов –i. Конечно же, при этом возникает хорошо вам знакомое правило «i-воздействия», которое меняет все –a и –o в глаголе на –e. Кроме того, не все комбинации согласных допустимы в середине глагола. К примеру, такие сочетание, как знакомый вам –nt, а так же –nd, -nc и –mp при образовании прочих форм изменяются на –nn, -ng и –mm соответственно.

Pennin – я говорил.

Pennich – ты говорил.

Pent – он говорил.

Pennim – мы говорили.

Pennich – вы говорили.

Pennir – они говорили.

Упражнение №8.

Проспрягайте в прошедшем времени следующие глаголы: pada – идти, ista – знать, minna– входить, lasta – слышать.

Упражнение №9.

Проспрягайте в прошедшем времени следующие глаголы –cab – прыжок, -mel – любовь, -nor – ехать. Вышлите выполненное задание учителю. Выполните работу над ошибками.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: