Предисловие. Важнейшей отраслью правовой системы любой страны является административное право

Важнейшей отраслью правовой системы любой страны является административное право. Его роль в России, с еe огромной территорией, историческими традициями, многонациональном населением определило значение административной власти, государственной власти в жизни общества. В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами. Российское административное право и административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, её полномочия, принципы, методы, формы деятельности. Как одна из фундаментальных отраслей публичного права представляет собой огромную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере реали­зации исполнительной власти.

Основной и определяющей формой реализации государственной ис­полнительной власти в современных условиях является государственное управление, выступающее в качестве важнейшего вида государственной деятельности и сферы действия норм административного права.

В процессе изучения административного права обучающимся предстоит преодолеть трудности, которые определяют­ся рядом объективных факторов. Во-первых, значительными масшта­бами нормативно-правового массива, создаваемого на федераль­ном, региональном, муниципальном и внутриорганизационном (локальном) уровнях, который в системе российского права образует от­расль административного права. Множественность правовых источни­ков предопределена для административного права объемностью и ис­ключительно большим разнообразием регулируемых им правоотноше­ний — от государственного управления и регулирования в отраслях и сферах промышленности, энергетики, транспорта, образования, науки, здравоохранения до управления внутренними и иностранными делами. Во-вторых, особенным динамизмом, изменчивостью, высокой степе­нью обновляемости правового регулирования, характерной для админи­стративного права и объективно отражающей как оперативную приро­ду управленческой деятельности и исполнительной власти в целом, так и современные процессы российской административной реформы в частности. В-третьих, в отличие от преобладающего числа других правовых отраслей административное право не имеет в качестве своего базового, исходного источника какой-то один кодифицированный за­конодательный акт. Широта и разнообразие отношений, составляющих предмет административного права, исключает здесь ситуацию единого отраслеобразующего источника, каковым, скажем, в трудовом праве служит Трудовой кодекс, а в гражданском праве — состоящий из не­скольких частей — Гражданский кодекс. В административном же пра­ве такой, например, крупный кодекс как КоАП РФ — Кодекс Россий­ской Федерации об административных правонарушениях, хотя и аналогичен по своей форме одновременно уголовному и уголовно-процессуальному кодексам, но не претендует на роль системообра­зующего акта для отрасли административного права. Наряду с ним здесь действуют иные кодексы (Градостроительный, Воздушный и др.) и федеральные законы, являющиеся «главными» для соответствующих административно-правых институтов — государственного аппарата исполнительной власти, государственной службы, статуса иностран­ных граждан, управления в строительстве на транспорте, в области культуры или обороны страны и т.д.

Методологической основой формирования административного пра­ва как отрасли российской правовой системы является ее объективная связь с государственным управлением как видом социального управле­ния («administratio» — латинский термин, означающий управление, руководство чем-либо), а точнее с организацией и практической реализацией исполнительной государственной власти вообще и в кон­кретных отраслях и сферах государственного управления, что предопределяет структуру и содержание курса админист­ративного права как учебной дисциплины, включающую:

- Общую часть, дающую характеристику общих правовых институ­тов и положений административного права, являющихся едиными, универсальными для всех (или для большинства) отраслей, комплексов и сфер государственного управления и регулиро­вания (государственное управление и исполнительная власть; админи­стративно-правовые нормы и административные правоотношения; ор­ганы исполнительной власти; государственная служба; администра­тивное принуждение, административная ответственность и др.)

Особенную часть, отражающую положения законодательства и подзаконных актов, регулирующих отношения в конкретных отраслях, комплексах и сферах экономической, социальной и правоохранитель­ной деятельности государства.

В результате изучения курса «Административное право России» студент должен:

знать:

- основные положения, современное правовое обеспечение исполнительной власти;

- предмет и методы административно-правового-регулирования; административно-правовые нормы и отношения;

- административно-правовой и административно-процессуальный статус субъектов административного права;

-содержание законов, регулирующих административные правоотношения, направленные на совершенствование политической системы общества, развитие демократических начал в управлении государством;

- главные содержательные характеристики административно-правового регулирования (административные процедуры и административный процесс);

- механизм и способы обеспечения законности в сфере государственного управления;
- организационную структуру государственного управления;

уметь:

- применять полученные знания в практической деятельности юриста по оказанию квалифицированной помощи гражданам в защите их прав и законных интересов в отношениях с органами государственной исполнительной власти;

- анализировать новейшие законодательные акты и научно-правовые исследования проблем административного права;

иметь навыки:

- самостоятельного изучения об­ширного и динамичного административного законодательства;

- само­стоятельно вырабатывать практические навыки в применения и тол­кования законодательства, а также умения ориентироваться в его постоянно меняющемся нормативном массиве для задач избранной профессиональной специа­лизации.

В настоящем учебнике представлено систематизированное изложение современного ад­министративного российского права как учебной дисциплины. В нем последовательно рассмотрены 15 важнейших разделов административного права, такие как: предмет, система и источники российского административного права; субъекты административного права; формы и методы управленческой деятельности (реализация ком­петенции субъектов исполнительной власти); организационно-правовые способы обеспечения законности и дис­циплины в деятельности субъектов административного права; административно-правовое регулирование в области экономики; административно-правовое регулирование в социально-культур­ной сфере; государственное управление в сфере охраны и защиты безопас­ности личности, общества и государства.

Методическое обеспечение преподаванияи изучения курса адми­нистративного права в Саратовской государственной юридической академии основывается на изданных в последние годы новейших кафедральных учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, учитывающих авторитетные и многолетние традиции преподавания курса саратов­ской научной школой ученых-административистов. К таким изданиям относятся:

Административное право России. Учебник. Саратов. 2006. / под ред. Н.М.Конина, Ю.Н.Старилова. (Учебник имеет гриф Учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации);

Административное право России. Практикум /Под ред. Конина Н.М., Соболевой Ю.В. – Саратов: АйПиЭр Медиа; М.,СПС Гарант,2009.

Административное право России: учебник/под. Нред. Н.М.Конина и Ю.Н.Старилова. –2-е изд., пересмотр.- М.:НормаИНФРА-М-М.2010.

Конин Н.М. «Административное право России. Общая и Особенная части». Курс лекций. М., 2004 (учебники имеют гриф Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию РФ);

Конин Н.М. «Административное право России». Учебник. М., Норма, 2006, 2008, 2009;2011;

Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. «Административное право Российской Федерации». Учебно-методический комплекс. М, 2006;

Манохин В.М., Адушкин Ю.С. «Российское административное пра­во». Учебник. Саратов. 2003;

Манохин В.М. Административное право России. Учебник/ В.М.Манохин - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, -2009;

Маторина Е.И. Словарь основных понятий и терминов административного права: справочное пособие/ сост. Е.И.Маторина; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».- Саратов:Изд-во ГОУ ВПО СГАП, 2010, 2011.

В конце каждого раздела представлены контрольные вопросы, а также тесты для проверки знаний, что послужит основой для более глубокого уяснения и усвоения сути и содержания данного учебного курса..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: