Тема 1.1. Исполнительная власть и управление в системе жизнедеятельности общества

1.1. 1.Понятие управления как сферы применения норм администра­тивного права. Виды управления.

Административное право как одна из важнейших базовых отрас­лей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т. е. осуществляемого от имени общества, государства.

Управление, по общепризнанному[1], вошедшему в энциклопеди­ческие словари определению, является: функцией сложных органи­зованных систем любой природы (технических, биологических, эко­логических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему со­держанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления. Поэтому и большинство современных учебников системное изложение учебной дисциплин начинают с освещения понятий и сущности социального управления.[2]

Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (опера­тор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образова­ние — администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.).

Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в челове­ческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как са­мой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса соци­ального управления выступает власть. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основных, так или иначе связанных с административно-правовым регулированием разновид­ности социального управления: общественное, муниципальное и го­сударственное.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в обшей систе­ме социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной вла­сти, поскольку обшей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-ли­бо организация, определенное упорядочение общественных отно­шений. В узком, организационно-правовом смысле под государ­ственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполни­тельной государственной власти как одной из ветвей государствен­ной власти, осуществляемой системой специальных государствен­ных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административ­ного права.

1.1.2. Государственная исполнительная власть и государственное уп­равление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)

Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ[3] осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законода­тельной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В сущностной характеристике исполнительной власти всегда вы­делялись прежде всего два ключевых момента: власть и исполнение. При этом исполнительная власть трактовалась в качестве такого проявления государственной власти, с каким связывают, во-первых, функционирование особых звеньев государственного аппарата — ор­ганов государственного управления и, во-вторых, прямую направ­ленность деятельности этих субъектов на обеспечение практической реализации (исполнения) общих норм, устанавливаемых субъектами представительной, президентской и правительственной власти в це­лях урегулирования различных сторон общественной жизни. Разли­чие междуустанавливающей общие нормы властью и исполнитель­ной властью пролегает в области соотношения решения и исполнения.

Копределяющим элементам сущностной характеристики госу­дарственной исполнительной власти можно отнести следующие: со­циальное предназначение исполнительной государственной власти, состоящее в исполнении общих предписаний, т. е. решений предста­вительной, президентской и правительственной власти; 2) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов власти, ранее повсеместно именовавшихся органами госу­дарственного управления и сейчас остающимися таковыми посути, иногда и ссохранением прежнегонаименования; 3) волевые импульсы исполнительной власти проявляются в принятии управленчес­ких решений и организации их исполнения в процессе и в результате осуществления управленческой деятельности как особого и специфи­ческого вида государственной деятельности и основной формы реализа­ции исполнительной власти.

Таким образом, управление представляет собой деятельность исполнительной власти, которая осуществляется главным образом в форме управления посредством осуществления многочисленных иразнообразных управленческих действий и процедур. Управле­ние — это исполнительная власть в действии.

1.1.3. Характерные особенности и структура государственного управ­ления как вида государственной деятельности (исполнительной власти)

Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выраже­ния можно разделить на три группы.

Родовые консолидированные государственной деятельности, осу­ществляемые государственными органами законодательной, исполни­тельной и судебной власти, принято именовать ветвями государствен­ной власти.

По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодатель­ных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, например, импичмент, объявле­ние амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должнос­тных лиц государства и т. д. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности — управленческая исполнительно-распорядительная деятельность.

Видовые специализированные формы государственной деятельно­сти являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской вла­сти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам че­ловека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.

Функциональные формы государственной деятельности, содержа­нием которых являются специфические функции различных право­охранительных и иных государственных органов, осуществляющих

следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.

Государственное управление как основная определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятель­ности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и со­циальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Сущностное предназначение государственного управ­ления—в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации до требуемого кон­кретного результата.

Второй признак государственного управления — его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывно­стью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова.

Все другие виды государственной деятельности, связанные с реали­зацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидно­стей государственной власти, носят прерывистый (дискретный) харак­тер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начи­нается, продолжается и завершается другой, и так далее.

Третьим признаком государственного управления является ис­полнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должност­ных лиц по практической реализации общих требований и предписа­ний законов и актов президентской власти.

Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правитель­ственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, выражаемых в принимаемых ими админи­стративно-правовых актах и организационно-исполнительских дей­ствиях. Они исполняют законы распоряжаясь.

Субъектами государственного управления являются физиче­ские и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих от­ношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданст­ва-апатриды) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих административно-правовых отношений с государственными орга­нами исполнительной власти, а государственные органы, их струк­турные подразделения и служащие, как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых со­отношениях, а также в отношениях с общественными объединения­ми и гражданами.

Объектами государственного управления и административно-пра­вового регулирования могут выступать различные стороны админи­стративно-правового статуса граждан и их общественных объедине­ний (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), атакже различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные об­щества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориаль­ные образования и др.).

Едиными очень крупными объектами государственного управле­ния нередко выступают отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; отрасли и сфе­ры государственного управления; комплексы взаимосвязанных от­раслей и целые их области (например, область экономики включает в себя промышленный, строительный, агропромышленный комплек­сы и комплекс обслуживающих отраслей). Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, органи­заций, учреждений однородного социально-экономического или со­циально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального или субъекта Федерации органа исполнительной вла­сти. Сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование (государственная статистика, стандартизация и т. д.) в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.

Процесс государственного управления как важнейшая составная часть характеристики его структуры включает в себя следующие эле­менты: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.

Функции государственного управления — специализированные по своей объектной направленности части единого управленческого процесса как деятельности, обеспечивающей решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач.

Формы государственного управления представляют собой опреде­ленным образом документально закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.

Методы государственного управления характеризуют средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц (методы убеждения, при­нуждения, стимулирования и т. д.).

Стиль государственного управления как составная часть содер­жательной характеристики управленческого процесса выражает его личностные моменты, отражая социально-культурные, интеллектуально-профессиональные, характерологические и иные черты и осо­бенности личности управляющего субъекта.[4]

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятия управление. Назовите виды управления.

2. Назовите родовые, видовые и функциональные формы (виды) государственной деятельности.

3. Каково соотношение государственной исполнительной власти и государственного управления?

4. Назовите признаки государственного управления.

5. Какова структура государственного управления?

6. Раскройте содержание понятий субъект, объект, стиль государственного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: