Студенты, военнослужащие, водители, охотники, ветераны, беженцы, несовершеннолетние, инвалиды, условно осужденные, частные детективы, условно освобожденные

5. Административная правоспособность гражданина возникает:

а) с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

б) с 18 лет;

в) с момента рождения;

г) с 16 лет.

6. Являются ли иностранные граждане и лица без гражданства субъектами административного права в Российской Федерации?

а) да;

б) нет;

в) да, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации.

7. Какие категории граждан РФ не относятся к обладающим специальным административно-правовым статусом?

а) государственные служащие;

б) жители территорий с особым административно-правовым режимом;

в) субъекты административной опеки;

г) субъекты разрешительной системы;

д) все перечисленные выше категории граждан обладают таковым статусом.

8. Иностранные граждане имеют право:

а) участвовать в проведении массовых мероприятий;

б) вступать в политические партии;

в) обращаться с жалобой в суд;

г) замещать государственные должности.

9. К субъектам административной опеки относятся:

а) лица, условно-досрочно освободившиеся из мест лишения свободы;

б) лица, которые в силу своей слабой социальной защищенности нуждаются в специальной помощи государства;

в) лица, проживающие в пограничных зонах, закрытых городах и других территориях с особым административно-правовым режимом.

10. Сообщение о нарушении законов или иных нормативных правовых актов либо о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц подпадает под законодательное определение такого вида обращения граждан, как:

а) предложение;

б) заявление;

в) жалоба;

г) петиция.

11. Рассмотрение обращений граждан в органы государственной власти или местного самоуправления осуществляется:

а) всегда на платной основе;

б) всегда бесплатно;

в) в зависимости от тех или иных условий может быть как на платной основе, так и бесплатно.

12. Срок рассмотрения письменного обращения гражданина, поступившего в государственный орган или в орган местного самоуправления, составляет:

а) 10 дней;

б) 15 дней;

в) 30 дней;

г) три месяца.

13. Если поданное гражданином обращение не входит в компетенцию органа или должностного лица, к которому оно поступило, то такое обращение:

а) подлежит в течение трех дней направлению для рассмотрения по подведомственности с обязательным уведомлением об этом гражданина;

б) рассмотрению вообще не подлежит;

в) подлежит в течение 3 дней возврату гражданину с соответствующей пометкой о неподведомственности;

г) подлежит в течение 10 дней направлению для рассмотрения по подведомственности и уведомления о результатах рассмотрения после получения ответа из органа, куда оно было передано для рассмотрения.

д) подлежит в течение 7 дней направлению для рассмотрения по подведомственности с обязательным уведомлением об этом гражданина;

14. Общественное объединение, не имеющее членства и ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и соответствующих уставным целям объединения, именуется как:

а) общественное учреждение;

б) общественное движение;

в) общественная организация;

г) орган общественной самодеятельности.

15. Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории:

а) всех субъектов Российской Федерации;

б) более одного субъекта Российской Федерации;

в) более половины субъектов Российской Федерации;

г) более двух третей всех субъектов Российской Федерации.

16. Добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, именуется как:

а) религиозная группа;

б) религиозное объединение;

в) религиозная организация.

17. Общественные объединения подлежат государственной регистрации:

а) в Министерстве внутренних дел РФ;

б) в Министерстве образования и науки РФ;

в) в Администрации Президента;

г) в Министерстве юстиции РФ.

18. Является ли обязательной государственная регистрация для общественных объединений?

а) для большинства общественных объединений – это право, а не обязанность;

б) государственная регистрация – это обязанность общественных объединений;

в) государственная регистрация – это право общественных объединений;

г) для большинства общественных объединений – это обязанность, а не право.

19. Для создания общественного объединения требуется учредителей:

а) не менее трех;

б) более трех;

в) не менее десяти;

г) не менее пяти.

20. Приостанавливать деятельность общественных объединений вправе:

а) прокурор;

б) Министерство юстиции РФ и его территориальные органы;

в) Министерство внутренних дел РФ и его территориальные органы;

г) все вышеперечисленные.

21. В каких организационно-правовых формах могут быть созданы общественные объединения?

а) общественная организация и общественное движение;

б) общественный фонд и орган общественной самодеятельности;

в) акционерное общество и потребительский кооператив;

г) все перечисленное.

22. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на:

а) нарушение целостности Российской Федерации;

б) подрыв безопасности государства;

в) создание вооруженных формирований;

г) защиту прав граждан.

23. Какова минимальная численность лиц, состоящих в политической партии?

а) 100 человек;

б) 500 человек;

в) 40000 человек;

г) 50000 человек.

24. Основаниями для отказа в регистрации общественных объединений являются:

а) нецелесообразность;

б) несоответствие устава организации законодательству;

в) малочисленность;

г) все указанные основания.

25. Субъектами административного права не признаются:

а) политические партии;

б) профсоюзы;

в) религиозные объединения;

г) спортивные клубы.

26. Какие из перечисленных свойств относятся к общественным объединениям?

а) обладают государственно-властными полномочиями;

б) преследуют коммерческие цели и извлечение прибыли;

в) образуются гражданами на добровольной основе.

27. Является ли муниципальная административно-организационная деятельность предметом административно-правового регулирования?

а) да;

б) нет;

в) в рамках реализации полномочий, имеющих государственное значение;

г) в рамках любого взаимодействия с органами исполнительной власти.

Раздел 6. Президент Российской Федерации. Органы исполнительной государственной власти (государственного управления) как субъекты административного права: понятие, система, компетенция.

В результате изучения раздела 6 студент должен

знать конституционные полномочия Президента Российской Федерации как главы государства; полномочия Президента РФ реализуются в сфере административно-правового регулирования – в сфере исполнительной власти; правовые основы формирования органов исполнительной власти; характеристику системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

уметь ориентироваться в структуре компетенции государственного органа исполнительной власти; применять полученные знания в сфере деятельности органов исполнительной власти государственных органов исполнительной органов исполнительной власти при решении конкретных дел, анализе отдельных норм; компетентно дать характеристику системе и структуре федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта РФ;

владеть навыками определения характеристики системы и структуры федеральных органов исполнительной власти; грамотного ориентирования в базовых нормативных актах, устанавливающих компетенцию органов исполнительной власти; юридического консультирования граждан во вопросам организации исполнительной власти на территории субъекта РФ.

Тема 6.1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы госу­дарства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти

Президент России является главой государства и гарантом Кон­ституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве

главы государства представляет Российскую Федерацию внутри стра­ны и в международных отношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, се независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссия­ми палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международ­ных организациях; осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, ратификационные грамоты; принимает ве­рительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломати­ческих представителей, а также реализует многие другие прерогати­вы, присущие главе государства.

Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ на­правлены прежде всего на обеспечение согласованного функцио­нирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т. е., в конечном счете, на достижение гарантированного ст. 5 Конституции единства системы государственной власти. По своему организационно-правовому статусу, прерогативам и полномочиям должность Президента не может быть отнесена полностью и безого­ворочно к какой-либо одной ветви государственной власти, он явно возвышается над всеми ветвями власти, но при этом имеет весьма се­рьезное и непосредственное касательство к тем или иным вопросам и аспектам организации и функционирования каждой из них.

Сущностная характеристика правового статуса Президента, одна­ко, не может быть ограничена вышеперечисленными его прерогати­вами и полномочиями как главы государства и гаранта Конституции, призванного обеспечить согласованное функционирование и взаимо­действие органов всех ветвей государственной власти. Наибольшую прикосновенность вся деятельность Президента РФ имеет все же к исполнительной ветви власти, в системе и структуре которой он на­делен весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями. И есть все основания утверждать, что Президент в рамках своего правового статуса главы государства и гаранта Конституции является также высшим носителем, органи­затором и руководителем системы государственной исполнительной власти в стране, которую он реализует как непосредственно и персо­нально, так ичерез формируемые им в соответствии со ст. 83 Кон­ституции различные структуры Администрации Президента и госу­дарственные органы правительственной исполнительной власти.

6.1.2. Правовой статус и структура Администрации Президента РФ

Об администрации Президента РФ можно говорить в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле к ней относятся формируемое им Правительство РФ со всеми своими центральными и территориальными органами правительственной федеральной испол­нительной власти (органы государственного управления) и все прези­дентские структуры его Администрации. В более узком собственном смысле Администрация Президента РФ действует на основе, утверж­даемого его указами, Положения об Администрации Президента РФ и имеет сложную разветвленную структуру.[41]

Администрация Президента РФ формируется им для создания всех необходимых условий реализации президентской власти и все­стороннего информационно-аналитического, материально-техни­ческого и организационного обеспечения его деятельности. Взаи­модействуя в установленном Президентом порядке с органами всех ветвей государственной власти, его Администрация создает условия для определения основных направлений внутренней и внешней по­литики и руководства Президентом их реализацией; обеспечивает организацию подготовки, согласования и представление Президенту проектов заключений на законопроекты, проектов указов, распоря­жений, поручений и обращений Президента со всеми необходимыми документами; осуществляет контроль и проверку исполнения феде­ральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента с подготовкой ему соответствующих докладов; обеспечивает в установ­ленном Президентом порядке всяческое ему содействие в реализации всех его полномочий главы государства и гаранта Конституции.

Аппарат Совета Безопасности РФ, являясь самостоятельным под­разделением Администрации Президента РФ и обладая статусом главного управления Президента РФ, имеет своей задачей информа­ционно-аналитическое обеспечение деятельности Президента и воз­главляемого им Совета Безопасности по текущим проблемам безо­пасности, вопросам оценки внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства; выявление ис­точников опасности, а также подготовку аналитических материалов, прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности в обществе и государстве; все­стороннее, в том числе и организационно-техническое обеспечение всех сторон и аспектов деятельности Совета Безопасности. При этом необходимо подчеркнуть, что в состав Администрации Президента в качестве ее структурной части входит не сам возглавляемый Прези­дентом Совет Безопасности и его постоянные члены, а именно аппа­рат Совета Безопасности.

Аппараты полномочных представителей Президента РФ в федераль­ных округах [42] также входят в состав Администрации Президента РФ. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа и обеспечивающим там реализацию конституционных полномочий главы государства. Является федеральный государственным служащим, входит в состав Ад­министрации Президента РФ, назначается на должность и освобож­дается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации Президента. Заместители полномочного представи­теля также являются государственными служащими и входят в состав Администрации Президента. Назначение их на должность и освобо­ждение от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий осуществляется Руководителем Адми­нистрации Президента.

Полномочный представитель Президента в федеральном округе непосредственно подчиняется Президенту и подотчетен ему, но опе­ративное руководство деятельностью полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента РФ.

Непосредственное обеспечение деятельности каждого полномоч­ного представителя Президента в федеральном округе осуществляет его аппарат, являющийся самостоятельным подразделением Админи­страции Президента. В состав аппарата полномочного представителя Президента в федеральном округе входит соответствующая окруж­ная инспекция Главного контрольного управления Президента РФ. Она осуществляет методическое руководство указанной окружной инспекцией по вопросам организации контроля за исполнением фе­деральных законов, указов и распоряжений Президента, постановле­ний и распоряжений Правительства, реализацией федеральных про­грамм.

Основные задачи полномочного представителя Президента в федеральном округе следующие: организация реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внеш­ней политики государства, определяемых Президентом, и контроля за исполнением актов федеральных органов государственной власти на подведомственной территории; обеспечение реализации кадровой политики Президента и представление ему регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении с соответствующими предложениями.

Осуществление всех возложенных на полномочного представи­теля Президента в федеральном округе функций обеспечено предоставленными ему широкими полномочиями, в т. ч. правом привлекать сотрудников Главного контрольного управления Президента, а в не­обходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнитель­ной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся на территории федерального округа. При этом аппарат полномочного представителя Президента в федеральном округе обеспечивает решение возложен­ных на него задач и функций.

Полномочные представители Президента РФ в палатах Федераль­ного Собрания РФ во взаимодействии с помощниками Президента, в установленном Президентом порядке, координируют работу соответ­ственно

в Совете Федерации и Государственной Думе[43] подразделений Администрации Президента и представителей Правительства; обес­печивают представление интересов Президента и способствуют реа­лизации его конституционных полномочий в этих представительных (законодательных) органах государственной власти.

Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ[44] способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина и пред­ставляет интересы Президента в Конституционном Суде, участвуя в его заседаниях без специального на то решения Президента.

Помощники Президента РФ в соответствии с Положением об Администрации Президента РФ оказывают содействие Президенту во всех многообразных аспектах осуществления его государствен­ной деятельности: готовят ему предположения со всеми необходимыми аналитическими обоснованиями, справочными, информационными материалами для реализации им своих конституционных полномо­чий главы государства и планов его работы; участвуют совместно с другими подразделениями Администрации Президента в подготов­ке официальных встреч, переговоров, визитов, бесед, рабочих по­ездок Президента, его встреч с представителями граждан, лидерами политических партий и иных общественных объединений; готовят и исполняют любые отдельные поручения Президента РФ, в том числе конфиденциального и личного, доверительного характера. Числен­ность помощников Президента и направления их деятельности опре­деляются самим Президентом.

Советники Президента РФ — это лица, уполномоченные Прези­дентом РФ оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государст­венной политики в соответствующей сфере деятельности. Советник разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента рекомендации и предложения но актуальным направлениям государственной поли­тики; систематически информирует и консультирует Президента по вопросам определенной для него сферы деятельности и регулярно представляет информационно-аналитические материалы; по поруче­нию. Президента контролирует ход выполнения некоторых конкрет­ных указов и распоряжений по направлениям своей компетенции; участвует в подготовке ежегодного послания Президента Федераль­ному Собранию; принимает участие в подготовке докладов и иных материалов для Президента в связи с его официальными выступле­ниями и заявлениями; осуществляет и некоторые другие функции, связанные с разработкой и обоснованием советов Президенту.

Референты в соответствии с Положением о Референтуре Президента РФ[45] осуществляют подготовку тезисов вы­ступлений и обращений Президента, аналитических справок и за­писок, ведут информационно-консультативную работу и исполняют отдельные конкретные поручения Президента. Численность своих референтов и направления их деятельности определяет и устанавли­вает Президент.

Тема 6.2. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция

6.2.1. Понятие государственного органа исполнительной власти (госу­дарственного управления) и его компетенции

Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержа­нии их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.

Легальное определение понятия компетенции органа государствен­ной власти как совокупности полномочий органа государственной власти но предметам его ведения было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»[46]. Полномочия органа государственной власти — это его права и обязан­ности в отношении принятия правовых актов, а также осуществле­ния иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов за­креплены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.

Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впро­чем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обяза­тельных элемента: цели и задачи деятельности органа; обеспечиваю­щие решение этих задач функции управления; полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управ­ленческих функций; организационные и правовые формы и методы деятельности.

Цели и задачи — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной дея­тельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т. д.).

Функции — содержательная характеристика управленческих дейс­твий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.

Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления.

Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обя­занность органа осуществлять определенные управленческие дей­ствия (разрешать, запрещать, контролировать и т. д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, прину­ждение, стимулирование).

Орган государственной исполнительной власти (орган государст­венного управления) как часть государственного аппарата представ­ляет собой государственную организацию, наделенную управленче­ской компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.

6.2.2. Организационно-правовые основы построения системы орга­нов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры

Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с определенной систе­мой, принадлежит ей и характеризует ее. Многозначным понятием «структура органов исполнительной власти» охватываются:

1) структура системы органов исполнительной власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и наместах);

2) структура системы федеральных органов исполнительной вла­сти;

3) структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) структура системы местных органов исполнительной власти муниципальных образований;

5) организационная структура системы аппарата соответствую­щих органов исполнительной власти.

Единство и целостность всей системы органов исполнительной власти в стране обеспечиваются тремя факторами: во-первых, все­общими обязательными для всех требованиями — принципами их организации и деятельности — принципы конституционности и вер­ховенства Конституции РФ и федеральных законов; принципы на­родовластия, федерализма, разделения властей, гласности и обеспе­чения прав и свобод человека и гражданина; принципы равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ, взаим­ного согласования их интересов и некоторые другие принципы, отра­женные и закрепленные в Конституции РФ (ст. 2, 5, 10, 71—73, 77 и некоторые другие); во-вторых, всеобщим управленческим характе­ром исполнительно-распорядительной деятельности, органов испол­нительной власти, а также различными формами административной соподчиненности (прямая подчиненность, подведомственность, под­отчетность, подконтрольность и др.); в-третьих, общими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законо­дательстве субъектов Федерации правилами организации и деятель­ности различных видов исполнительных органов (единые наименова­ния, общий порядок формирования, разработки, принятия и отмены правовых актов управления; единые общие правила государственной статистической отчетности, делопроизводства и т. д.).

Если единство и целостность всего аппарата исполнительной власти как системы основаны на общности рассмотренных организа­ционно-правовых свойств составляющих его органов, то разделение последних на части (звенья и его структуры) проводится на основе различий, их компетенции (в объеме, территориальных масштабах деятельности и порядке формирования).

На основе совокупности этих признаков в системе всего аппара­та исполнительной власти можно выделить четыре фундаментальных укрупненных структурных звена: федеральный центральный аппа­рат исполнительной власти (центральных органов государственного управления и их территориальных органов); аппарат исполнительной власти (органов государственного управления) субъектов Федерации; местный аппарат исполнительной власти муниципальных образова­ний (местные органы исполнительной муниципальной власти) и ад­министрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих ор­ганизаций.

6.2.3. Структура системы федеральных государственных органов ис­полнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)

Структурными элементами системы федеральных государствен­ных органов исполнительной власти являются Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнитель­ную власть Российской Федерации и состоит из Председателя Пра­вительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции). В ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федера­ции» (в редакции от 28.12.2010г. №8-ФКЗ)[47] говорится, что Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Россий­ской Федерации. В этом же законе достаточно детально регламенти­руются порядок формирования Правительства РФ, его полномочия, организация деятельности и взаимоотношения его с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а так­же с органами государственной власти субъектов РФ.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ по основаниям и в порядке, предусмот­ренном в Конституции Российской Федерации.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах,[48] В настоящее время согласно п.1 Указа Президента от 21 мая 2012г. №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 25.06.2012г. №881)[49] Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации

В порядке осуществления общих полномочий Правительство РФ организует реализацию внутренней и внешней государственной по­литики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; фор­мирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализа­цию; реализует предоставленное ему право законодательной инициа­тивы. В Законе «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации и иные полномочия. Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, норматив­ных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

В основе взаимоотношений Правительства РФ с органами госу­дарственной власти субъектов Федерации лежит положение о том, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного с субъектами Федерации ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной вла­сти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ и осу­ществляет контроль за их деятельностью по вопросам совместного ведения.

Основные правила организации деятельности Правительства (планирование его заседаний, организация работы его членов, поря­док внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов, организация заседаний Правительства и другие вопросы) урегулированы в Регламенте Правительства РФ.[50]

Всестороннее обеспечение и обслуживание деятельности Прави­тельства возложено на Аппарат Правительства РФ[51], который возглав­ляется Руководителем Аппарата Правительства (члена Правительс­тва), назначаемого и освобождаемого от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2010г №710)[52] утверждена структура всей системы федеральных органов ис­полнительной власти, включающая в себя федеральные министерст­ва, службы, агентства, государственные комитеты (последние были упразднены). Эти органы могут находиться в непосредственном ведении и подчинении Президенту Российской Федерации, Правительству РФ или соответствующему федеральному министерству РФ.

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. При этом под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов обязательных для исполне­ния органами государственной власти, органами местного самоуп­равления, их должностными лицами, юридическими лицами и граж­данами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных пра­вил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ фе­деральный министр. Осуществляя координацию и контроль деятель­ности находящихся в ведении министерства федеральных служб и агентств, федеральный министр осуществляет следующие функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, а также отчет об их исполнении; вносит по пред­ставлению их руководителей в Правительство РФ проекты положе­ний о соответствующих федеральных службах и агентствах, а также предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников этих органов; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенным сферам деятельности министерства и находящегося в его ведении федераль­ных служб и агентств, если принятие таких актов относится к ком­петенции Правительства РФ, во исполнение поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и агентствам и контролирует их исполнение; отменяет про­тиворечащие федеральному законодательству решения федеральных агентств и служб, если федеральным законом не установлен иной по­рядок отмены; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб и агентств их заместителей и руководителей территориальных органов федераль­ных служб и агентств; вносит в Министерство финансов РФ предло­жения по формированию бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств. Министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции но контролю и надзо­ру, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых ука­зами Президента РФ.

Общее предназначение и суть деятельности федерального мини­стерства в том, что оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, пра­вовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ и законодательством осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральный министр осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов, осуществляя следующие функции: вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государс­твенного внебюджетного фонда, принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фон­дов; вносит в Правительство РФ по представлению руководителя фонда проекты федеральных законов о бюджете государственно­го внебюджетного фонда и об исполнении его бюджета; назначает проверки деятельности этих фондов в устанавливаемых законом случаях.

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защи­ты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. При этом под функциями по контро­лю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федераль­ными законами и другими нормативными правовыми актами обще­обязательных правил поведения; выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными ли­цами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а так­же издание индивидуальных правовых актов. Федеральные службы в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего коор­динацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба мо­жет быть подведомственна президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) фе­деральной службы. Федеральная служба по надзору в установлен­ной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ, а также управление государ­ственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральные агентстваявляются федеральными органами испол­нительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятель­ности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. При этом под функ­циями по оказанию государственных услуг понимается осуществле­ние федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на уста­новленных федеральным законодательством условиях неопределен­ному кругу лиц; под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного феде­ральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подве­домственным федеральному агентству, а также управление находя­щимися в федеральной собственности акциями открытых акционер­ных обществ; под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров, кадастров.

Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Кон­ституции РФ, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федераль­ного агентства.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Он может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установ­ленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполнительной власти Рос­сийской Федерации как элемент ее структуры. Эти органы (к ним относятся, например, Управление ФСБ по Саратовской области, Главное управление МЧС России по Саратовской области, Главное управление МВД России по Саратовской области, Государственная инспекция труда в Саратовской области и т. д.) осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входя­щим в компетенцию субъектов Федерации, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке произво­дится назначение на должность и освобождение от должности руко­водителей территориальных органов управления.

6.2.4. Структура системы органов исполнительной власти (государ­ственного управления) субъектов Российской Федерации

Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ), что обычно констатируется и в уставах и других законах субъектов Федерации. Система органов государственной власти, и в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с осно­вами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных ор­ганов государственной власти, установленными федеральным зако­ном (ст. 77 Конституции РФ).

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной вла­сти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъ­екта Федерации. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, а наименование этой должности устанавливается с учетом историче­ских, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. По сло­жившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернаторами или главами администрации субъекта РФ (края, области и т. д.).

В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной влас­ти субъекта выступают губернатор (края или области), правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные орга­ны государственной власти (края или области).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (прези­дент республики, губернатор или глава администрации края или области) возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Он представляет субъект РФ в отношениях с федеральны­ми органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (предста­вительным) органом государственной власти субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством этого субъекта РФ; вправе участ­вовать в работе законодательного (представительного) органа государ­ственной власти этого субъекта РФ с правом совещательного органа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством этого субъекта РФ.

6.2.5. Правовые основы формирования, организационная структура ап­парата и штаты государственных органов исполнительной вла­сти (органов государственного управления)

Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), слу­жащие весьма важным элементом характеристики их административ­но-правового статуса, включают в себя три обязательных элемента: правовые основания, предусмотренные правом условия и порядок создания этих органов.

Правовые основания формирования государствеш1ых органов испол­нительной власти (органов государственного управления)— это конкретные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем, по чьему волеизъявлению может быть создан. Так, правовым основани­ем формирования Администрации Президента РФ является п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Правительства РФ—ст. ПО, 111 Конституции РФ, правовым основанием формирования всех федеральных министерств и ведомств являются Указы Президента РФ, устанавливающие структуру федеральных органон исполнительной власти (полный и исчерпываю­щий их перечень), которые издаются им каждый раз при создании оче­редного нового Правительства, а правовым основанием создания всех органов исполнительной государственной власти в субъектах РФ явля­ются постановления губернатора (главы администрации) об утвержде­нии структуры органов исполнительной власти (их полного исчерпыва­ющего перечня) данного субъекта Федерации и т. д.

Порядок формирования любых государственных органов по сво­ей сущности государственно-распорядительный, и ни один государ­ственный орган не может быть создан без прямого указания в зако­нодательстве о возможности формирования именно этого органа.

Правовые условия формирования государственных органов испол­нительной власти — предусмотренные в правовых нормах конкретные условия и обстоятельства, с выполнением или наступлением которых законодательство связывает возможность начать формирование орга­на в соответствии с уже имеющимся в законодательстве указанием на правомерную возможность его создания (правовое основание форми­рования данного органа). Это — юридические факты, порождающие административно-правовые отношения по формированию любого конкретного органа исполнительной власти.

Порядок формирования государственных органов как процесс их создания проходит несколько этапов и включает в себя ряд следую­щих друг за другом стадий: точное установление предмета ведения и наименования органа, определение источников финансирования его содержания, разработка и закрепление в соответствующем Положе­нии об органе его компетенции в объеме всех ее элементов и, нако­нец, разработка и утверждение организационной структуры аппарата и штатов данного органа.

Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только ру­ководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который разделяется по соответствующим организационным звеньям аппарата ор­гана (структурным подразделениям) и объединяется в них. Совокупность структурных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, от­ражающую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппа­рата органа — это специализированная часть его аппарата.

В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять типовых видов структурных подразделений: 1) руководство; 2) отраслевые структурные подразделения; 3) функ­циональные структурные подразделения; 4) контрольно-надзорные

структурные подразделения, призванные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата органа исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомственных ему орга­низаций отрасли или сферы государственного управления; 5) вспо­могательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.

Организационно-правовым средством оформления и юридическо­го закрепления организационной структуры аппарата органов испол­нительной власти служат штаты органов управления. Категория «штаты органов исполнительной власти (или органов управления)» включает в себя три взаимосвязанные категории: типовые штаты, штатные кон­тингента и штатные расписания. Типовые штаты представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в ко­торых устанавливается численное соотношение между производствен­ным и административно-управленческим персоналом в форме коэф­фициента (например, одна единица административно-управленческого персонала на 10, 15, 20 обучающихся, лечащихся, работающих и т. д. в государственных социально-культурных учреждениях и на предпри­ятиях). Штатные контингента также представляют собой технико-эко­номические и организационно-правовые нормативы, предусматрива­ющие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и его численность по министерству, ведомству, территориальным органам управления и т. д. В соответствии с типовыми штатами и на основе штатных контингентов разрабатываются и утверждаются сами­ми руководителями органов исполнительной власти штатные расписа­ния. Штатное расписание органа исполнительной власти представляет собой утвержденный в установленном порядке руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений и должностей в аппарате дан­ного органа, на основе которого устанавливается должностной оклад и назначается определенная сумма денежного содержания каждому из служащих аппарата этого органа. Штатное расписание устанавливается и в любое время пересматривается (переутверждается) руководителем соответствующего органа исполнительной власти по его усмотрению, но с соблюдением существующих типовых штатов (если таковые уста­новлены государством) и в пределах установленных штатных контингентов.

6.2.6. Система и правовой статус муниципальных органов в конститу­ционной модели местного самоуправления

В Российской Федерации, говорится в ст. 12 Конституции РФ, признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного са­моуправления не входят в систему органов государственной власти. В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена специ­альная глава 8. в ряде норм которой закреплено, что местное само­управление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом ис­торических и иных местных традиций, а структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют му­ниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также ре­шают иные вопросы местного значения. Эти органы могут наделять­ся законом отдельными государственными полномочиями с переда­чей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, но реализация переданных им полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст. 133 Конституции РФ, гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Консти­туцией РФ и федеральными законами.

В самых общих чертах конституционная модель местного само­управления — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех ин­тересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жите­лей этой территории. Поэтому местное самоуправление является од­ной из фундаментальных основ российской системы народовластия. Одновременно местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения во­просов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального обра­зования в целом.

Местное самоуправление представляет собой систему форм ор­ганизации и деятельности жителей соответствующих территорий с целью самостоятельного и под свою ответственность решения не­посредственно или через избираемые и иные органы вопросов ме­стного значения для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории муниципального об­разования,— городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных обшей территорией, часть поселения, иная населенная территория. Вопросы местного значения — это вопросы непосредст­венного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального обра­зования в соответствии с Конституцией РФ и другим федеральным законодательством[53] и законодательством субъектов Федерации.

В систему органов местного самоуправления входят как предста­вительные, так и исполнительные органы местного самоуправления: советы, собрания, комитеты, главы муниципальных образований, администрации. Глава муниципального образования всегда являет­ся выборным должностным лицом, олицетворяет собой и реализует представительную муниципальную власть, осуществляет как страте­гическое руководство развитием муниципального образования, так и вместе со своим административным аппаратом и через него реализует исполнительную власть в муниципальном образовании, осуществляя весь комплекс функций оперативного управления всеми сторонами жизнедеятельности его населения.

6.2.7. Взаимоотношения муниципальных образований и их органов с государственными органами исполнительной власти

По действующему законодательству любые муниципальные об­разования и возглавляющие их органы местного самоуправления в пределах своих законом предоставленных полномочий действуют са­мостоятельно и не имеют над собой никаких вышестоящих органов. Но это конституционное положение не означает самоустранения го­сударства от государственного руководства многообразными слож­ными процессами организации и деятельности всех звеньев местного самоуправления в России.

Государство на федеральном уровне и уровне субъектов Федера­ции определяет, создает и постоянно совершенствует законодатель­ную базу различных аспектов организации и деятельности всех звеньев системы местного самоуправления, ставя его в определенные рамки, позволяющие упорядочить его. С одной стороны, федеральное и зако­нодательство субъектов Федерации регламентирует и точно перечис­ляет предметы ведения местного самоуправления, а с другой — уста­навливает полномочия органов федеральной и субъектов Федерации государственной власти в области местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральными и субъектов Федерации законами отдельными государственными полномочиями, реализация которых становится подконтрольной государству. Отдель­ными государственными полномочиями может наделяться вся систе­ма органов местного самоуправления области, либо исполнительные органы местного самоуправления всех муниципальных образований, либо исполнительные органы местного самоуправлении конкретного муниципального образования. Органы государственной власти, пол­номочия которых были переданы органам местного самоуправления, обязаны контролировать их реализацию, и потому они вправе: коорди­нировать действия органов местного самоуправления; давать указания органам местного самоуправления по вопросам реализации передан­ных полномочий, согласовывать решения по вопросам осуществления соответствующих полномочий; назначать уполномоченных дляна­блюдения за осуществлением переданных полномочий; запрашивать и получать документы и иную информацию по вопросам реализации переданных полномочий; заслушивать отчеты органов местного само­управления; давать оценку решениям, принимаемым органами мест­ного самоуправления, с точки зрения законности и целесообразности; отменять (приостанавливать) решения органов местного самоуправле­ния по вопросам переданных полномочий. Споры, возникающие по поводу осуществления контрольных полномочий, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.

6.2.8. Понятие и виды предприятия, социально-культурного учрежде­ния. Административно-правовой статус предприятий и учреж­дений

Под предприятием по действующему законодательству понимается коммерческая организация, действующая как самостоятельный хозяй­ствующий субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Учреждением признается организация, созданная собственником (учредителем) для осуществления управленческих, социально-культур­ных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В отличие от предприятий, учреждения как некоммерческие организации, во-первых, призваны осуществлять не экономическую (производственно-хозяйственную) деятельность, а раз­личные виды социально-культурной деятельности (образовательной, лечебно-оздоровительной, культурно-зрелищной и т. д.), во-вторых, они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлече­ние прибыли. Будучи некоммерческими организациями, учреждения могут осуществлять и направленную на получение прибыли предпри­нимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Существует много разновидностей предприятий и учреждений в зависимости от форм собственности и хозяйствующего субъекта, подчиненности, производственно-хозяйственного (социально-куль­турного) профиля деятельности и некоторых других классификаци­онных оснований.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осно­ванные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительными документами предприятий и учреж­дений, основанных на праве хозяйственного ведения, являются их ус­тавы, утверждаемые уполномоченными на то государственными орга­нами или органами местного самоуправления[54].

Имущественный комплекс унитарных предприятий всегда составляет федеральную собственность, собственность субъектов Федерации или муниципальную собственность (по крайней мере в большей своей части, 50% и более), и они находятся в ведении и непосредственном подчинении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации или муниципальных органов исполнитель­ной власти соответственно, которые и утверждают их уставы.

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственнос­тью составляют сейчас большинство предприятий негосударствен­ных форм собственности или, по крайней мере, с преобладанием
таковых. Акционерным обществом признается любая коммерчес­кая организация, уставной капитал которой разделен на опреде­ленное число акций. Акционерное общество, участники которого
могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других
акционеров, признается открытым акционерным обществом. Акци­онерное же общество, акции которого распределяются только сре­ди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц,
признается закрытым акционерным обществом. Правовое положе­ние акционерного общества определяется Гражданским кодексом
(ст. 96—104) и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. «Об ак­ционерных обществах» (в ред. от 14.06.2012г. №77-ФЗ)[55], учредительным­ документом конкретного акционерного общества являет­ся его устав, утвержденный учредителями. Специфика правового
статуса акционерных обществ работников предприятия отражена и
закреплена в специальном Федеральном законе от 19 июля 1998 г.
№ 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных
обществ работников (народных предприятий)» (в ред. от 21.03.2002г. №31-ФЗ)[56].

Обществами с ограниченной ответственностью признаются учреж­денные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли, определенные учредительными докумен­тами, а правовой статус этой разновидности предприятий индивиду­альной и коллективной форм частной собственности регламентиру­ется ГК РФ (ст. 87—94) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 06.12.2011г. №405-ФЗ)[57].

Специфической разновидностью предприятий как коммерче­ских организаций являются также производственные кооперативы. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной Деятельности (производство, пере­работка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продук­ции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственно­го кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием его членов, а об­щая правосубъектность определяется нормами ГК РФ (ст. 107—112) и Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производствен­ных кооперативах» (в редакции от 30.11. 2011 г.№362-ФЗ)[58].

В настоящее время смешанными разновидностями коммерческих и некоммерческих организаций выступают в последнее время и действующие на основании специальных законов государственные корпорации, автономные учреждения, саморегулируемые организации.

В России сейчас существует семь госкорпораций: Фонд содействия реформированию ЖКХ, Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, Ростехнологии, Олимпстрой, Росатом, Роснано – и одна госкомпания Автодор. Госуда́рственная корпорация (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. ГК признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Особенностью статуса ГК является слабый контроль со стороны государственных органов, меньшие требования к раскрытию информации о своей деятельности и невозможность банкротства. ГК создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона от 26.10.2002г.№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 01.07.2011г. №415-ФЗ)[59]. На государственные корпорации не распространяются положения Федерального закона №94-ФЗ. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 20.07.2012г. №122-ФЗ)[60], что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.

Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.

Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Деятельность саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 01.12.2007г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. от 25.06.2012г. №93-ФЗ)[61]. В этом Законе отражены особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка ос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow