В зависимости от принятой схемы электроснабжения и условий окружающей среды цеховые электрические сети выполняют шинопроводами, кабельными линиями и проводами.
Магистральные сети выполняют открытыми, защищенными или закрытыми шинопроводами. В настоящее время широко используют закрытые шинопроводы, изготовляемые заводским способом. Такой шинопровод называют комплектным, так как он поставляется в виде отдельных сборных секций: для выполнения прямых участков линий служат прямые секции, для поворотов – угловые, для разветвлений – тройниковые и крестовые, для ответвлений – ответвительные, для присоединений – присоединительные.
Для главных магистралей используются комплектные шинопроводы типов ШМА, технические характеристики их приведены в табл. 5.1 [4].
Таблица 5.1
Технические характеристики комплектных магистральных шинопроводов для сетей с глухозаземленной нейтралью
напряжением до 660 В, частотой 50–60 Гц
Характеристики | Тип шинопровода | |||
ШМА73УЗ | ШМА73ПУЗ | ШМА68-НУЗ | ||
Номинальный ток, А | ||||
Электродинамическая стойкость (амплитудное значение), кА, не менее | ||||
Термическая стойкость, КА | ||||
Сопротивление на фазу, Ом/км: активное при температуре шин 20 °С индуктивное | 0,031 0,022 | 0,031 0,022 | 0,02 0,02 | 0,013 0,015 |
Сопротивление петли фаза-нуль (полное), Ом/км | 0,016 | 0,016 | − | − |
Линейная потеря напряжения на 100 м при номинальном токе (нагрузка сосредоточена в конце линии, cos φ = 0,8), В | 11,5 | 11,5 | 13,5 | 16,5 |
Сечение секции (ширина×высота), мм | 300×160 | 300×160 | 444×215 | 444×295 |
Степень защиты | 1Р20 | 1Р20 | 1Р20 | 1Р20 |
Максимальное расстояние между точками крепления, м: на трассах, составленных из прямых секций длиной выше 1,5 м в других случаях | − | − | ||
Типы автоматических выключателей, установленных в ответвительных секциях | А3734С, 400 А, 660 В; А3744С, 630 А, 660В, А3736Ф, 400 А, 380 В; А3736Ф, 630 А, 380 В | − | − | − |
Примечание: 1. Шинопровод ШМА73 заменен на ШМА16 на тот же номинальный ток. 2. Номинальный ток шинопроводов ШМА4: 1250, 1600, 2500 и 3200 А. |
Когда этому не препятствуют местные условия, магистральные шинопроводы крепят на высоте 3–4 м над полом помещения на кронштейнах или специальных стойках. Это обеспечивает небольшую длину спусков к распределительным магистралям, силовым РП или мощным приемникам электроэнергии.
|
|
Распределительные магистрали выполняют комплектными шиноповодами серий ШРА (с алюминиевыми шинами) и ШРМ (с медными шинами). Технические характеристики приведены в табл. 5.2. Отдельные приемники подключают к ШРА через ответвительные коробки (рис. 5.4) кабелем или проводом, проложенным в трубах, коробах или металлорукавах. На каждой секции ШРА длиной 3 м имеется восемь ответвительных коробок (по четыре с каждой стороны) с автоматическими выключателями или предохранителями с рубильниками.
|
|
Таблица 5.2
Технические характеристики
комплектных распределительных шинопроводов для сетей
с глухозаземленной нейтралью напряжением до 380/220 В, частотой 50–60 Гц
Характеристики | Тип шинопровода | |||
ШРА73УЗ | ШРМ73 УЗ | |||
Номинальный ток, А | ||||
Электродинамическая стойкость (амплитудное значение), кА, не менее | ||||
Термическая стойкость, кА | ||||
Сопротивление на фазу, Ом/км: активное индуктивное | 0,21 0,21 | 0,15 0,17 | 0,10 0,13 | − − |
Линейная потеря напряжения, В, на длине 100 м при номинальном токе, cos φ=0,8 и равномерно распределенной нагрузке | 6,5 | 8,5 | − | |
Сечение, мм | 260×80 | 284×95 | 284×125 | 70×80 |
Степень защиты | 1Р32 | 1Р32 | 1Р32 | 1Р32 |
Максимальное расстояние между точками крепления, м, не более: при креплении на стойках на других конструкциях | ||||
Типы коммутационно-защитной аппаратуры в ответвительных коробках: предохранители | ПН2-100 | ПН2-100 | ПН2-100 | На ток 25А |
автоматические выключатели (ток, А) | А3710(160); А3120(100); АЕ2050(100) | А3710(160); А3720(250); А3120(100); АЕ2050(100) | А3710(160); А3720(250); А3120(100); АЕ2050(100) | АЕ2033 (25) |
Примечание: шинопровод ШРА73 заменен на ШРА4 на напряжение 660 В. |
Подключение ШМА к распределительным устройствам КТП (шкафам) подстанции производится напрямую или через присоединительные секции ШМА.
Присоединение распределительных шинопроводов к КТП производится кабелем или проводом, который подводится к вводной коробке ШРА.
Рис. 5.4. Цеховая сеть, выполненная комплектными шинопроводами: 1 − магистральный шинопровод; 2 − распределительный шинопровод; 3 − ответвительная секция магистрального шинопровода; 4 − вводная коробка; 5 − ответвительная коробка |
Рис. 5.5. Схема питания электроосвещения |
Присоединение распределительных шинопроводов к магистральным производится обычно через вводную коробку, установленную на распределительном шинопроводе, которая соединяется с ответвительной секцией магистрального шинопровода.
Кабели применяют в основном в радиальных сетях для питания мощных сосредоточенных нагрузок или узлов нагрузок. При прокладке кабелей внутри зданий их располагают открытым способом по стенам, колоннам, фермам и перекрытиям, в трубах, проложенных в полу и перекрытиях, каналах и блоках [10].
Осветительные нагрузки цехов при радиальных схемах силовой сети питаются отдельными линиями от щитов подстанций; при магистральных схемах и схемах подстанций, выполненных по системе блока «трансформатор − магистраль», − от головных участков магистралей (рис. 5.5).
В крупных цехах при радиальной или магистральной схеме от щита подстанции до распределительного щита, установленного в цехе, прокладывают самостоятельную осветительную сеть, которую называют, так же, как и в силовых сетях, питающей. От распределительных щитов осуществляется питание групповых щитков. В небольших цехах распределительные щиты можно не устанавливать, а питающую сеть от источника питания подводить непосредственно к групповым щиткам.
Питающие линии осветительной сети присоединяют к групповым щиткам через установленные на них аппараты защиты и управления. Групповые щитки устанавливают в местах, доступных для обслуживания. В отдельных производствах, где перерыв питания освещения недопустим, а также где требуется эвакуация работающих, применяют питание групповых щитков аварийного освещения от двух источников. Для осветительной сети, а также сети переносных механизмов и инструментов применяют шинопровод типа ШОС-4 с нулевой шиной на напряжение 380/220 В и ток 25 А.
|
|