Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Государственные сельскохозяйственные предприятия на праве хо­зяйственного ведения создаются по решению уполномоченного фе­дерального государственного органа или органа субъекта РФ.

К федеральным государственным сельскохозяйственным предприя­тиям относятся научно-производственные, учебно-опытные, пле­менные, семеноводческие хозяйства, хозяйства на мелиорирован­ных землях, крупные животноводческие комплексы, птицефабри­ки, овощеводческие комбинаты, другие специализированные сель­скохозяйственные предприятия, не подлежащие по решению Правительства Российской Федерации приватизации и разделу.

Уполномоченный федеральный государственный орган решает вопросы создания федерального государственного сельскохозяй­ственного предприятия, определяет предмет и цели его деятельно­сти, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного предприятию имущества.

Имущество передается предприятию на праве хозяйственного ведения, а земля — в постоянное (бессрочное) пользование или аренду. Имущество предприятия формируется также за счет полу­ченных доходов, вкладов других государственных предприятий, федеральных бюджетных ассигнований, заемных и иных средств. Размер уставного фонда государственного федерального пред­приятия не может быть меньше суммы, определенной действую­щим законодательством. До государственной регистрации пред­приятия уставный фонд должен быть полностью оплачен соб­ственником.

Если по окончании финансового года стоимость чистых акти­вов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, уполномоченный федеральный государственный орган обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фон­да и известить об этом всех своих кредиторов. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обяза­тельств предприятия и возмещения возникших убытков. Если сто­имость чистых активов окажется меньше минимального размера фонда, установленного законом, предприятие ликвидируется.

Федеральное государственное предприятие планирует свою де­ятельность самостоятельно, исходя из целей создания, конъюнк­туры рынка, спроса на производимую продукцию, имеющихся фи­нансовых и иных ресурсов.

Отдельные важные вопросы производственной деятельности предприятие решает по согласованию с уполномоченным феде­ральным государственным органом. В частности, могут согласо­вываться вопросы, касающиеся участия государства в развитии предприятия, размер фонда оплаты труда и должностных окладов, используемая система материального стимулирования работни­ков и др. Вместе с тем государство не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, установленных законом и уставом предприятия.

Трудовые отношения на федеральном государственном пред­приятии регулируются действующим законодательством Российс­кой Федерации о труде и уставом. Трудовой коллектив предприя­тия включает всех работников, участвующих в его деятельности на основе трудового договора (контракта).

Основу экономической деятельности составляют договоры (контракты) на закупку и поставку продукции (работ, услуг) для федеральных нужд по ценам государственных контрактов, а также договорным (рыночным) ценам.

Федеральное государственное предприятие вправе создавать дочерние предприятия (другие федеральные государственные предприятия) путем передачи им в установленном порядке зе­мельного участка и части другого имущества в хозяйственное веде­ние.

Уполномоченный федеральный государственный орган вправе реорганизовать или ликвидировать федеральное государственное предприятие в порядке, установленном законом.

К государственным сельскохозяйственным предприятиям субъек­тов РФ относятся: учебно-производственные хозяйства технику­мов, колледжей, лицеев, племенные хозяйства по разведению мес­тных пород скота и птицы, селекционные хозяйства по выведению и совершенствованию местных сортов сельскохозяйственных культур, крупные животноводческие комплексы и птицефабрики, хозяйства, выращивающие сельскохозяйственные культуры с со­держанием наркотических и ядовитых веществ, другие сельскохо­зяйственные предприятия, не подлежащие по решению субъекта Российской Федерации приватизации и разделу.

Создание и функционирование этих предприятий осуществля­ются аналогично федеральным государственным сельскохозяй­ственным предприятиям.

Большинство совхозов сегодня не являются государственными предприятиями, а только декларируют государственный правовой статус. Они осуществляют деятельность на основе частной формы собственности. Земля совхозов распределена между работниками на земельные доли, а имущество — на имущественные паи. Любой работник может выйти из совхоза со своей земельной долей и иму­щественным паем и организовать крестьянское (фермерское) хо­зяйство.

Учитывая, что в Гражданском кодексе Российской Федерации такой организационно-правовой формы, как совхоз, нет, совхозы должны быть в дальнейшем в установленном порядке преобразо­ваны в хозяйственные товарищества, общества или производ­ственные кооперативы.

§ 3. Государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия)

Казенные сельскохозяйственные предприятия создаются по ре­шению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, или по решению ад­министрации субъекта Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Федерации.

К казенным предприятиям относятся: предприятия, которые не возмещают издержки денежной выручкой и специализируют­ся на выведении новых сортов сельскохозяйственных культур и пород животных общефедерального значения; опытно-произ­водственные хозяйства научно-исследовательских институтов федерального значения; сельскохозяйственные предприятия, поставляющие продукцию непосредственно закрытым админис­тративно-территориальным образованиям, воинским частям; предприятия, работающие на мелиорированных землях федераль­ного значения, и др.

Казенные предприятия могут создаваться двумя способами: пу­тем ликвидации федеральных государственных предприятий и со­здания на их базе казенных предприятий и путем учреждения но­вых казенных предприятий.

Основаниями для принятия решения о ликвидации федераль­ного государственного предприятия и создания на его базе феде­рального казенного предприятия являются:

ü нецелевое использование выделенных федеральных средств; отсутствие прибыли по итогам последних двух лет;

ü использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием, с нарушением действующих положений.

Созданное федеральное казенное предприятие является право­преемником ликвидируемого предприятия по ранее выделенным федеральным средствам, землепользованию, природопользова­нию, использованию полезных ископаемых, предоставленных квот и лицензий.

Новое федеральное казенное предприятие создается, как пра­вило, при условии, если преобладающим (более 50 %) потребите­лем производимой продукции (работ, услуг) является государство, которое предоставляет предприятию имущество на праве опера­тивного управления.

Планирование и финансирование деятельности федерального казенного предприятия осуществляются через план-заказ и план развития предприятия. Предприятие вправе осуществлять само­стоятельную хозяйственную деятельность, если она разрешена уполномоченным федеральным органом. В частности, это касает­ся распоряжения имуществом (сдачи в пользование, в том числе в аренду, залог и пр.), а также создания дочерних предприятий, выс­тупления в качестве учредителя других организаций и др.

Утверждение и доведение до казенного предприятия плана-за­каза осуществляются уполномоченным органом по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов Рос­сийской Федерации. В плане-заказе указывают следующие основ­ные показатели:

ü объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выра­жении с указанием номенклатуры, ассортимента, требований к качеству, срока поставок, цен и условий их изменения;

ü фонд оплаты труда и нормативы его возможного увеличения;

ü лимит численности работников;

ü объем средств, выделяемых из федерального бюджета, и усло­виях их предоставления.

Принципы и порядок формирования цен реализации на произ­водимую продукцию, определяемые в плане-заказе, условия и пе­риодичность их корректировки устанавливаются Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации с участием уполномоченного федерального органа. Продукция (ра­боты, услуги), произведенная сверх объемов плана-заказа, реали­зуется по ценам (тарифам), устанавливаемым предприятием само­стоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотрен­ных законодательством Российской Федерации, — по государ­ственным ценам.

Фонд оплаты труда работников в пределах объема плана-за­каза определяется на основе рекомендуемой государством та­рифной сетки по оплате труда. Оплата труда руководителей ка­зенных предприятий осуществляется на договорной (контракт­ной) основе. Формы оплаты, размеры ставок (окладов), система премирования определяются директором казенного предприя­тия в соответствии с Положением о порядке оплаты труда ра­ботников казенных предприятий, утвержденным Правитель­ством Российской Федерации. Структура и штаты предприятия также утверждаются директором самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и установленного лимита численности ра­ботников.

Финансирование деятельности федерального казенного пред­приятия осуществляется за счет доходов от реализации производи­мой продукции (работ, услуг). При их недостатке казенному предприятию могут быть выделены средства из федерального бюджета на следующие цели:

ü реализацию плана развития предприятия;

ü содержание объектов социальной инфраструктуры;

ü компенсацию убытков при выполнении плана-заказа.

Средства на финансирование казенных предприятий предус­матриваются в бюджете отдельной строкой.Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования воз­вращаются в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) направляется на финансирование развития производства и социальной сферы по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным фе­деральным органом. Свободный остаток прибыли изымается в фе­деральный бюджет.

Целесообразно предоставить право добровольного перехода в категорию федеральных казенных предприятий тем сельскохозяй­ственным предприятиям с частной формой собственности, кото­рые работают в худших почвенно-климатических и экономичес­ких условиях, если государство заинтересовано в производстве ими определенной сельскохозяйственной продукции. Должна быть разработана программа государственной поддержки пред­приятий, функционирующих в худших условиях, иначе они не вы­держат конкуренции на рынке, а сельскохозяйственные земли бу­дут выведены из оборота.

Федеральное казенное сельскохозяйственное предприятие мо­жет быть реорганизовано или ликвидировано по решению Прави­тельства Российской Федерации.

В аналогичном порядке создаются и функционируют казенные предприятия субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: