Направления и виды объединений

Функционирование самостоятельных предпринимателей в ус­ловиях жесткой конкуренции чрезвычайно затруднено и часто вы­нуждает их идти на сближение друг с другом, объединять свои ка­питалы и усилия в тех или иных формах.

Объединение предпринимателей позволяет:

ü увеличить капитал и более эффективно его использовать;

ü улучшить управление предприятием (за рубежом это является одной из весьма важных причин объединения);

ü расширить рынок и получить возможность более эффективно осуществлять реализацию продукции;

ü объединить средства на научно-исследовательские работы, приобрести ценные ноу-хау, патенты, репутацию торговой марки. Объединение предпринимателей может осуществляться двумя приемами: слиянием и поглощением. Слияние происходит в том случае, когда функционирующие отдельно друг от друга предприя­тия объединяют свои капиталы и создают новое предприятие. По­глощение имеет место тогда, когда одна организация приобретает право контроля над другой путем скупки ее акций (владение конт­рольным пакетом акций) либо получения права назначать дирек­торов подконтрольных предприятий. Такая компания получает название холдинговой.

Можно выделить три направления интеграции предприятий: горизонтальное, вертикальное и смешанное.

При горизонтальной интеграции происходит объединение пред­приятий, которые производят однородную продукцию, оказывают одинаковые услуги или выполняют последовательные операции технологического процесса. Примером горизонтальной интегра­ции может быть объединение репродукторных и откормочных хо­зяйств в животноводстве, семеноводческих хозяйств и предприя­тий, производящих товарный картофель, в растениеводстве и т. п. Вертикальная интеграция имеет место тогда, когда объединяют­ся предприятия различных сфер деятельности, связанные между собой через рынок определенного товара, услуг. Например, сельс­кохозяйственные предприятия могут объединяться с перерабаты­вающими, иметь сеть специализированных магазинов и т. д. В этом случае управление всем производственным процессом осу­ществляется из единого центра.

Смешанная интеграция осуществляется для увеличения ассор­тимента товаров и массы прибыли путем объединения предприя­тий, производящих совершенно разную продукцию (услуги). На­пример, одно или несколько сельскохозяйственных предприятий могут приобрести пансионат на берегу моря, дом отдыха или гос­тиницу. В результате слияния предприятий, у которых нет общих основных черт (производство однородной продукции или выпол­нение последовательных технологических процессов), образуется конгломерат. Связи между организациями, составляющими конг­ломерат, весьма слабые. Это только произведенные капиталовло­жения и политика в области получения прибыли, проводимая из единого центра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: