Функционирование самостоятельных предпринимателей в условиях жесткой конкуренции чрезвычайно затруднено и часто вынуждает их идти на сближение друг с другом, объединять свои капиталы и усилия в тех или иных формах.
Объединение предпринимателей позволяет:
ü увеличить капитал и более эффективно его использовать;
ü улучшить управление предприятием (за рубежом это является одной из весьма важных причин объединения);
ü расширить рынок и получить возможность более эффективно осуществлять реализацию продукции;
ü объединить средства на научно-исследовательские работы, приобрести ценные ноу-хау, патенты, репутацию торговой марки. Объединение предпринимателей может осуществляться двумя приемами: слиянием и поглощением. Слияние происходит в том случае, когда функционирующие отдельно друг от друга предприятия объединяют свои капиталы и создают новое предприятие. Поглощение имеет место тогда, когда одна организация приобретает право контроля над другой путем скупки ее акций (владение контрольным пакетом акций) либо получения права назначать директоров подконтрольных предприятий. Такая компания получает название холдинговой.
Можно выделить три направления интеграции предприятий: горизонтальное, вертикальное и смешанное.
При горизонтальной интеграции происходит объединение предприятий, которые производят однородную продукцию, оказывают одинаковые услуги или выполняют последовательные операции технологического процесса. Примером горизонтальной интеграции может быть объединение репродукторных и откормочных хозяйств в животноводстве, семеноводческих хозяйств и предприятий, производящих товарный картофель, в растениеводстве и т. п. Вертикальная интеграция имеет место тогда, когда объединяются предприятия различных сфер деятельности, связанные между собой через рынок определенного товара, услуг. Например, сельскохозяйственные предприятия могут объединяться с перерабатывающими, иметь сеть специализированных магазинов и т. д. В этом случае управление всем производственным процессом осуществляется из единого центра.
Смешанная интеграция осуществляется для увеличения ассортимента товаров и массы прибыли путем объединения предприятий, производящих совершенно разную продукцию (услуги). Например, одно или несколько сельскохозяйственных предприятий могут приобрести пансионат на берегу моря, дом отдыха или гостиницу. В результате слияния предприятий, у которых нет общих основных черт (производство однородной продукции или выполнение последовательных технологических процессов), образуется конгломерат. Связи между организациями, составляющими конгломерат, весьма слабые. Это только произведенные капиталовложения и политика в области получения прибыли, проводимая из единого центра.