Теории происхождения государства

Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:

1. Теологическая. Первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.

Одной из древнейших теорий является теологическая или теория божественного происхождения государства. Ее суть сводится к тому, что государство возникло по Божьей воле. Подтверждение этой теории мы можем найти в Библии (Старое Завещание), где говорится о возникновении государства в Древнем Израиле, когда Моисей выводил евреев из Египта. Эта теория имела успех в древнем мире: в странах Далекого Востока, в Египте, Вавилоне, Сирии и других.

Теологическая. Представитель - Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта кон­цепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является резуль­татом проявления божественной воли, практическим воплоще­ нием власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная. Сторонники этой теории проводят параллель между естественно необходимой властью отца в семье (патриарха) и полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи.

Третья - патриархальная теория выводит происхождение государства от семьи, которая путем развития переходит в род, от рода до племени, к объединению племен и к возникновению народностей, как союза племен. Государственная власть постепенно вырастает от власти отца в семье к власти Рады старейшин племени и достигает власти князя, короля или вождя.

(Pater-отец, аrсh-управлять)

Основателем по праву можно считать Аристотеля(384-322 гг. до н.э.).Согласно учению Аристотеля Г.являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.В основе образования государств лежит естественное стремление людей к взаимному общению.

Последнее приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется Г.

Г. по Аристотелю является высшей формой общения, обнимающей собой все другие образования и формы общения. Оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни.

3. Договорная. Предпосылкой появления государства считается "война всех против всех" т. е. "естественное состояние" людей, конец которому положило учреждение государства, как результата договора между людьми, проявления их воли и разума.

Третьей теорией является договорная теория о происхождении государства, которая является составной частью теории "естественного права" (XVII-XVIII столетие). Суть этой концепции сводится к тому, что государство и право возникли из человеческих соглашений, что они созданы по воле людей путем общественного договора для защиты собственности, жизнь и свободы людей. Элементы этой теории можно найти в процессе возникновения государства в Старинном Риме, когда точилась борьба между патрициями и плебеями за государственную власть и они пришли к компромиссу - соглашения.

Авторы: Ж.Ж.Руссо, Дж.Лок, Радищев.

Суть: Государству предшествует естественное, неогранизованное состояние людей. Чтобы организовать общество, сделать его разумным и управляемым, необходимо заключить договор. Он заключается с избранным народом властителями. В данном договоре прописываются взаимные права, обязанности и механизм контроля. Важнейшее условие деятельности властителя(правителя)-это охрана госуд частной собственности и обеспечения безопасности граждан.

4. Психологическая. Эта теория выводит государство из человеческой психики, которой свойственна потребность подражать и подчиняться лидеру, выдающейся личности, способной руководить обществом. Государство есть организация для осуществления такого руководства.

Автор: Петражицкий, Фрейзер.

Суть: гос-во возникает как результат добровольного повиновения людей представителям власти, исходя из особенностей человеческой психики.

У человека внутри на генетическом уровне заложено умение жить в социуме и подчиняться устоям общества.

5. Теория насилия. Появление государства связывается с войнами, свойственными истории развития человечества как проявление закона природы, предполагающего подчинение сильными слабых, для закрепления порабощения которых и создается государство как особый аппарат принуждения.

Пятой теорией является теория "завоевание" или насилия. Ее суть сводится к тому, что государство возникшее в результате насилия и завоевание одного племени другим, одного народа другим. Она рассматривается как господство сильного над слабым. Эта теория раскрывает внешние, политические факторы возникновения государства, но упускает социальные причины возникновения государства.

Авторы: Дюринг, Кауцкий, Гумплович.

Суть: при повышении роли войн, при необходимости захвата чужих и удержания собственных территорий, появилась необходимость в государстве.

Война-продолжение политики насильственными методами.

Экономические отношения в обществе следуют за его политической составляющей.

основа развития государственности- насилие.

Каждому объединению людей присуще насилие.

Без насилия невозможно развитие в обществе.

6. Органическая теория. Государство рассматривается как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе внешних войн и завоеваний, приводящий к появлению правительств, управляющих социальным организмом, уподобляемым организму человеческому.

Органическая теория приравнивала Гос-во человеческому организму и приписывала ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической теории Госво является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и отдельным человеком.

7. Историко-материалистическая. В отечественной юридической науке эта теория приобрела доминирующее значение и получила наиболее подробное освещение в учебной литературе. Согласно данной теории, государство - это продукт естественно-исторического развития общества. Первобытное общество характеризуется отсутствием государства.

Историко-материалистическая теория различает возникновение государств: а) европейских, б) восточных (азиатских).

Логика процесса возникновения европейских государств отражена в следующих моментах развития общества. Вначале произошло крупное общественное разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство, затем ремесло и появилось купечество). Общественное разделение труда вызвало рост его производительности и появление так называемого избыточного продукта, т. е. одна семья или даже один человек производили больше, чем потребляли. В прежних экономических условиях этого не было. Следствием появления избыточного продукта- главного момента в разложении первобытного общества- стало возникновение частной собственности, имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Последние представляли собой два класса, интересы которых были непримиримы. В обществе, расколотом на два таких класса, возникает классовая борьба. Интерес экономически господствующего класса заключается в сохранении и упрочении своего положения, а угнетенного класса- в избавлении от угнетения, изменении своего положения в лучшую сторону. Классовая борьба приводит в конечном счете к появлению государства как органа, способного на основе организованного принуждения и насилия обеспечить существование общества, раздираемого внутренними противоречиями, как единого целого. При этом экономически господствующий и самый могущественный класс одновременно становится и классом господствующим политически, т. е. государство изначально появляется как орган, который действует в интересах именно этого класса. Постепенно класс, захвативший публичную власть, формирует и выгодные ему органы власти.

8. Наиболее распространенной теорией возникновения государства есть социально-экономическая или классовая (марксистская) теория.

Она же клановая.

1)Раздробление рода и возникновение домохозяйств, как первой ячейки натурального производства.

2)Растет производительность труда за счет внедрения новых орудий и эффективных с/х методик.

3)Начало неолитической революции.

4)Развивается и углубляется разделение труда. Формируются различные социальные группы.

5)Дарообмен --> в товарообмен.

6)Формируется частная собственность

7)разделение на имущих и неимущих.

Гос. необходимо имущим классам, как аппарат принуждения и контроля над не имущими.

Гос - аппарат, способный разрешить конфликт между антогонистическими классами.

Она объясняет причины распада родового общества возникновением моногамной семьи, большими общественными разделениями труда, переходом от родовой (коллективной) собственности к частной собственности, а также возникновением противоположных антагонистических классов. С возникновением антагонистических классов и социальных групп родовое общество (Совет старейшин) уже не могли регулировать отношения между этими классами и социальными группами. В связи с этим необходимая была новая организация власти - государственная власть и ее аппарат, чиновники, для которых управление и принуждение были основной деятельностью или единой. Эта концепция изложена в работе Ф. Енгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" на обобщении и анализе возникновения государств в Афинах, Старинном Риме и у германцев. Возникновение каждого конкретного государства имеет свои особенности и общие закономерности: возникновения моногамной семьи, частной собственности и противоположных антагонистических классов.

8).Патримониальная,расовая и игровая теории.

Расовая теория рассматривает качестве основных предпосылок возникновения и развития Гос деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории в мире существуют высшие расы, которые призваны господствовать и низшие, которым самой природой предназначено находиться в подчинении у высших рас. Появление Гос-ва по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад.

В последние десятилетия разрабатывается космическая теория возникновения государства. Ее суть сводится к тому, что государство возникшее и была рекомендованная другими космическими цивилизациями как высшая организация управления обществом. Суть этой концепции можно найти в литературе последних десятилетий, где рассказывается о роли космических цивилизаций в жизни земной цивилизации.

Из всех этих теорий наиболее обоснованная социально-экономическая теория происхождения государства, поскольку рассматривает социальные и экономические причины возникновения государства, а также частично политические факторы. Эта теория выходит из внутренних факторов, но почти не учитывает внешних факторов, которые влияли на возникновение государства. К возникновению государства необходимо подходить из разных позиций, рассматривать как внутренние, так и внешние факторы, как причины, так и условия возникновения государства, а также политические, экономические, социальные и естественные факторы, которые влияли на возникновение государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: