Варвары

В каждом учебнике истории подчеркивается, что персидские войны способствовали объединению людей «Свободной Эллады», формированию у них национального самосознания греков. Реже отмечают тот факт, что эти же войны начали процесс, в результате которого у греков сформировался взгляд на внешний мир, на «варваров». А между тем «эллинов придумывали» одновременно с тем, как «придумывали варваров», и греческая драма V века послужила средством достижения этой цели.

До Марафона и Саламина у греков, кажется, не было стойкого отношения к соседям как к врагам. В архаической поэзии героями часто становились наделенные сверхъестественными силами чужаки, включая титанов и амазонок. Для Гомера ахейцы и троянцы равны. Греческие колонии на побережье Черного моря поддерживали плодотворное сотрудничество и взаимообмен со степными скифами. [ХЕРСОНЕС]

В V веке, однако, греки становятся самодовольными ксенофобами. Этнический фактор можно найти у Геродота (род. 484 г. до н. э.), который, хотя и ценит древнейшие

цивилизации, в особенности, египетскую, но большое значение придает «единству по крови» и общему языку эллинов.

Однако в наибольшей степени способствовали этим переменам в самосознании греков трагики, особенно Эсхил (род. 525), который сам участвовал в битве при Марафоне. В Персах Эсхил создал надолго утвердившийся стереотип: представление о персах (весьма, между прочим, цивилизованных) как о раболепствующих, хвастливых, высокомерных, жестоких, женоподобных и беззаконных чужаках.

С этого времени все посторонние, чужие рассматриваются как варвары. Никто не может сравниться с мудрыми, мужественными, благоразумными и свободолюбивыми греками. Фракийцы — лживые мужланы. Македонцы не echte hellenisch [не настоящие греки]. Ко времени Платона между греками и всеми остальными чужеземцами возводится уже непреодолимая преграда. Утверждается мнение, что только греки име-

ют право и способность править. В Афинах не допускали и мысли, что можно сравнивать иностранных деспотов с афинскими правителями.

Этот комплекс превосходства древних греков ставит вопрос о похожих этноцентричных и ксенофобных воззрениях, возникших в Европе позднее. Несомненно, что ксенофобию и этноцентризм греков переняли римляне, а также и другие адепты западной цивилизации, которые, как и римляне, ощущали свое родство с Древней Грецией. Эти взгляды разделяют некоторые противники западной цивилизации, одновременно пересматривая классическую древность. [ЧЕРНАЯ АФИНА] Некоторые считают, что выводы, сделанные греками при контактах с непохожими чужаками, вошли в самую плоть европейской традиции: «Именно в результате этих контактов возникло само понятие Европа, со всем ее высокомерием, со всем присущим ей чувством превосходства, с ее претензиями на древность и приоритет, на естественное право господствовать».

Hellas




double arrow
Сейчас читают про: