Черная афина

В том что касается классического мира, нет другого вопроса, который бы вызывал столь же взаимоисключающие мнения, как все, что связано с Черной Афиной, тезисом, вынесенным в заголовок книги М. Бернала. Традиционалисты считают выдвинутый тезис нелепостью, но некоторые думают, что этому вопросу следует уделить пристальное внимание. Предложенная теория имеет два аспекта — критический и гипотетический. В критической части автор убедительно показывает, что изучение античности оформилось под влиянием занятых только собой европейцев (XVIII-XIX веков), так что культурный вклад Ближнего Востока в цивилизации Греции и Рима систематически игнори-

руется. Задача, которую ставит перед собой критик, — «ослабить культурное высокомерие европейцев», представляется плодотворной, но разговоры об «арийской модели греческой цивилизации» звучат провокационно.

Апологеты альтернативного подхода предлагают возводить греческую цивилизацию к египетской, а древнюю египетскую цивилизацию — к «африканской по преимуществу» цивилизации и считать, что она была создана «черными». Это построение покоится на шатком основании. Вклад коптского языка в словарь греческого в лучшем случае маргинальный. Цвет кожи фараонов на фресках в царских усыпальницах гораздо светлее, чем цвет

кожи их преимущественно негроидных слуг. Мужчины в Египте были загорелыми, но женщины — бледными. И из 31 династии только Нубийская династия VII до н.э. может быть названа «черной». Скептик легко заподозрит, что в науку проникли требования политкорректности из современной Америки.

В таком случае, возможно, необходимо еще раз сказать об очевидном: если достаточно углубиться во времени, то оказывается, что корни европейцев и европейской цивилизации лежат, конечно, далеко за пределами Европы. Вопрос в том, как далеко, до какой исходной точки должны идти те, кто занимается праисторией? [КАДМ] [КАВКАЗ] [DASA] [ЭПОС]

Греции истощилась, абсолютное превосходство Рима было уже непреложным фактом.

В результате слияния эллинистического и римского миров возникла смешанная греко- римская цивилизация, и уже невозможно установить точную дату гибели античной Греции. Впрочем, эллинская и эллинистическая традиции продолжали существовать гораздо дольше, чем обычно полагают. По-прежнему действовал Дельфийский оракул, пока в 267 г. н. э. его не разрушили мародеры-варвары. По-прежнему проводились каждые четыре года Олимпийские игры вплоть до 292-й Олимпиады в 392 г. н. э. В Афинской академии по- прежнему училось молодое поколение, и только в 529 году она была закрыта христианским императором Юстинианом. Александрийская библиотека, хотя и сильно пострадала при пожаре во время осады города Цезарем, но закрыта была только в 641 г. н. э. с установлением здесь мусульманского халифата. (К тому времени прошло уже 20 веков, или 2 тысячелетия со времени заката Крита и подъема Микен.)

Многое в греческой цивилизации было утрачено навсегда. Многое переняли римляне, а затем —

христианская и византийская традиции. Многое оставалось в неизвестности, пока не было открыто вновь в эпоху Ренессанса и позднее. Но так или иначе уцелело достаточно, чтобы называть эту маленькую страну на востоке Европы матерью Европы, колыбелью Запада, важной частью, если не единственным истоком Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: