Древняя Греция 103


чевым как для снабжения Ганнибала из Африки, так и для их собственных планов вернуть себе Сицилию. Вот почему Сиракузы выдерживали уже второй сезон решительной осады его римлянами под водительством Марка Клавдия Марцелла.

Сиракузы, жемчужина Великой Греции, были самой большой и процветающей, а также, как говорили, и самой прекрасной из греческих колоний на Западе. Гордые и независимые уже в эллинскую эпоху, они были свидетелями покорения большинства городов-государств, они давно уже утвердились в своем превосходстве над Афинами и избежали внимания Александра Македонского. Сиракузы догнали и вытеснили некогда соперничавший с ними Акрагант, теперь уже разрушенный до основания карфагенянами и так никогда и не восстановленный. В то время, о котором идет речь (III в. до н. э.), Сиракузы пользовались преимуществами своего положения, находясь в стороне от частично перекрывавших друг друга сфер влияния Рима и Карфагена. Это был последний представитель непокоренной греческой цивилизации.

Расположенные на восточном побережье Сицилии, на полпути между заснеженными склонами Этны и самой южной точкой острова — мысом Пахин, Сиракузы господствовали над удивительно красивой, безопасной и удобной местностью. Самой природой это место было предназначено быть торговым путем между восточной и западной частями Средиземноморья, это был и удобный промежуточный пункт в путешествиях между Италией и Африкой. Первоначально заложенный на скалистом островке у берега Ортигии, он затем разросся вверх на соседнее приморское плато, защищенное почти непрерывной цепью скал и утесов. Большая гавань, изгибом шедшая на юг почти на 5 миль, была окружена неприступными горами. С другой стороны Ортигии находилась гавань поменьше, которая, впрочем, также могла укрыть самый большой флот кораблей. [См. Карта 7]

Остров Ортигия, служивший городу акрополем, еще в VI веке был соединен с главным островом укрепленной дамбой. Чистейшую воду Сиракузам давал удивительный источник в Аре-тузе, над которым высился громадный храм Аполлона, а с другой стороны гавани на него смотрел стоящий на мысе в Олимпии храм Зевса. В V веке все плато окружили могучей каменной сте-

ной, возведенной на верху окружающих плато утесов. Эти стены, протянувшись на 15 миль, затем сходились к охранявшей их крепости Евриал у подножия гор. Внутри стен жили полмиллиона граждан в пяти пригородах. В Ахрадине [Верхнем городе], у которого были собственные внутренние стены, находилась главная агора, или форум. За ним протянулись жилые кварталы Тихе и Эпипола, а над ними всеми — величественные постройки Неаполя (Нового города), где располагался театр на холмах, комплекс храмов и алтарь Гиерона — самый большой жертвенник античного мира. У этого великолепного места был только один изъян: болотистая местность возле реки Анапус, впадавшей в Большую гавань, летом была источником болезней. В остальном Сиракузы пользовались беспримерными преимуществами. Как говорил Цицерон, которому здесь предстояло править позднее, здесь не бывало и дня, когда бы не светило солнце. А возвышенное плато было открыто любому легкому ветерку, пролетавшему над темными волнами моря. На утесах цвели цветы; они цветут и поныне, даже зимой.

К приходу сюда римской армии Сиракузы насчитывали уже более чем 500 лет истории. Этот город, основанный колонистами из Коринфа, был моложе Рима всего на 20 лет и сумел далеко распространить свое влияние через сеть дочерних колоний. В 474 г. до н. э., всего лишь через 6 лет после Саламина, Сиракузы разгромили флот этрусков, таким образом уничтожив одну из ранних помех будущему величию Рима. Подобно другим городам-государствам, Сиракузы прошли стадии олигархического, демократического и монархического правления. Особые испытания выпали на долю этого города во время осады 415-413 гг., когда город осадили афиняне, и осады 405-404 гг., когда осаждавшими были карфагеняне.

За отсутствием другой информации политическую историю всей античной Сицилии приходится писать как историю сменявших друг друга сиракузских тиранов, которые правили, несмотря на кровавые восстания и мятежи22. О Дионисии Старшем (пр. 405-367) Аристотель говорит, что тот был тираном, «который правил посредством демагогических обращений к беднейшим классам». Его родственник Дион (правил 357-354), воспитанный как царь-философ самим Платоном и Ака-

Hellas



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: