Богомилы. В 975 Г. Император Иоанн Цимисхий переселил общину армянских еретиков в район Филиппополиса (пловдива) в Болгарской Фракии

В 975 г. император Иоанн Цимисхий переселил общину армянских еретиков в район Филиппополиса (Пловдива) в болгарской Фракии. Это были павликиане, оставшиеся от разгромленного ранее византийцами значительного движения. В то же время Православная Церковь начала высказывать озабоченность в связи с последователями неизвестного болгарского священника Богомила, заблуждения которого подозрительно напоминали лавликианство. Они тоже были дуалистами, то есть придерживались традиции, которая восходила еще к гностикам и манихейцам. Соединившись, эти две группы заложили основы верований, поборники которых распространились по всей Европе: от Черного моря до Бискайского залива.

Богомильство оказалось близко угнетенным славянским крестьянам на Балканах, которые были недовольны своими греческими и болгарскими господами. Оно развивалось в двух формах: главной, болгарской, и меньшей, драговицкой, названной так по имени деревушки на границе Македонии, где решительно возобладало абсолютно дуалистское учение, павликианское по происхождению. В Константинополь богомильство было занесено монахом по имени Василий Болгарин, многочисленные не покаявшиеся последователи которого были преданы сожжению. Это учение вновь всплыло в середине XII в., когда было отлучено несколько ложных епископов и даже один патриарх проникся симпатией к богомильству.

Богомильство расходится с учением Православной церкви по вопросу о природе зла.

Богомилы отвергают ветхозаветный

рассказ о Сотворении мира и считают, что мир был сотворен старшим сыном Бога —

Сатаной. Они также отвергают чудеса Христа, считая эти рассказы аллегориями; они


отвергают таинства, иконы, праздники и всю литургию и православное богослужение. В особенности они презирают Крест как орудие смерти Христа. По одному изложению, они верят, что Бог удержал Свой гнев, позволив Сатане оставить все, что уже было сотворено, и что Он послал Иисуса, Своего второго Сына, чтобы исправить получившееся зло. Иисус, Воплощенное Слово, «вошел в Деву через уши, воплотился и вышел той же дверью. Дева не заметила этого, а просто нашла Младенца в Вифлеемской пещере. Он жил и учил, и (посредством кажущейся смерти) смог сойти в ад и связать Сатану».

Обряды богомилов современникам казались странными. Богомилы читали только избранные места из Библии, в особенности псалмы, пророков, Евангелия, Послания и Откровение. Единственной их молитвой была «Отче наш», которую они повторяли 120 раз в день. Они много постились, не приветствовали брак и воспитывали касту избранных. Одна ветвь богомилов, последователи Кирилла Босого, практиковали нудизм как попытку возвращения в Эдем. Другая ветвь, последователи проповедника Феодосия, предавалась оргиям, намеренно впадая в грех для того, чтобы каяться. Политически богомилы были пассивными, хотя и упорными, нонконформистами.

Хотя богомильство было истреблено в Византии и Болгарии в XIII в., оно к тому времени уже распространилось на Запад

(см. сс. 361-363), а также в незатронутые до того районы Балкан. В XIV в. оно проникло даже на святую гору Афон. Но особый успех ждал его в княжествах Боснии и Хума (Герцеговины), где местные правители прибегли к пропаганде богомильства в противовес притязаниям их венгерских (католических) и сербских (православных) соседей. В 1199 г. бан Боснийский и его двор объявляют себя патаренами, как назывались боснийские богомилы; и несмотря на дальнейшие изгибы религиозного пути, Босния оставалась патаренской вплоть до Османского завоевания 1463 г. Тогда боснийская знать быстро обратилась в ислам, вновь уклонившись и от католичества, и от православия. [ САРАЕВО]

Когда-то ученые считали, что славяне оказались предрасположенными к богомильству в силу дуализма их языческих верований. Хельмольд Любекский в XII в. сообщал, что славяне на севере Германии поклоняются хорошему Богу и плохому Богу. Если это и так, то явление носило локальный характер. Скорее уж язычники-славяне могли подпасть под влияние богомильства, чем наоборот. То же самое можно сказать и о балканском фольклоре.

Дуалистов богомильского типа называли по-разному. Таковыми были, кроме богомилов, драговичан и патаренов, еще фундаиты (носящие Писание), babuni (в Сербии), рункарии, или Runkeler (в Германии), кудугеры (в Македонии XV в.), попликаны (на севере Франции) и ткачи, альбигойцы и катары в Лангедоке.

Богомильство называли «верой без надежды». Если это правда, то богомилы являли вместо веры упорство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: