Средние века, ок. 750-1270 261

к ограничению монархии — первое появление Палаты Общин.

Сомнительно, впрочем, чтобы в то время в Англии или Франции было нечто подобное


позднейшему национальному самосознанию. В XIII в. Англия все еще была крепко связана со своими владениями на Континенте. Ее правящий класс все еще был связан с культурой и амбициями своих французских родственников. Франция сама только что заложила территориальную основу (от Ла-Манша до Средиземноморья), на которой будет строиться ее будущее. Многое в Англии было более «французским», чем во многих провинциях Франции.

Одержимость идеей вернуть Святую Землю продолжалась 200 лет и кончилась крахом. В 1096-1291 гг. было семь крупных крестовых походов и множество мелких. Первый крестовый поход (1096-1099 гг.), во главе которого стояли бароны Годфрид Бульонский, Раймунд де Сен-Жиль, граф Тулузский и Гуго де Вермандуа, брат короля Франции, закончился взятием Иерусалима, уничтожением его населения и установлением в Палестине латинского государства. Второй крестовый поход (1147-1149 гг.), вдохновленный св. Бернардом, которым руководили Людовик VII Французский и Конрад III Германский, лишь на время отнял у мавров Лиссабон. В результате Третьего крестового похода, к которому призвали император Фридрих Барбаросса, Филипп-Август и Ричард Львиное Сердце Английский, не удалось вернуть Иерусалим. Четвертый крестовый поход (1202-1204 гг.) из-за амбиций дожа Венеции отклонился от его прямой цели, завершился взятием Константинополя, истреблением ero жителей и установлением латинской империи в Византии. Пятый (1218-1221 гг.), Шестой (1248-1254 гг.) и Седьмой (1270 г.) крестовые походы кончались в Египте или Тунисе, где св. Людовик Французский умер от чумы. Когда в 1291 г. пал последний оплот христианства в Святой Земле — Акра, согласованного ответа на это не последовало.

Крестовые походы проходили ужасно — и не только на вкус новейшей чувствительности, но и но мнению современников. Даже св. Бернард был вынужден осудить крестоносцев. Крестоносцы разорили страны, через которые прошли: Богемию, Венгрию, Болгарию и Византию. В 1096 г.,

проходя Рейнские земли, они убили 8000 евреев

— это были первые погромы в Европе. Морские экспедиции крестоносцев привели в жалкое состояние порты Средиземноморья. Между собой они сражались столь же неистово, как и с неверными. Они обирали до нитки подданных, чтобы наполнить свои сундуки деньгами. «Я бы продал город Лондон, — заявил Ричард Львиное Сердце, — если бы нашелся покупатель». Невозможно подсчитать, сколько было напрасно загублено жизней, сколько было бесплодных усилий. Один германский император был потоплен в реке в Кили-кии; второй пленил короля Англии, требуя выкупа; третий был отлучен, когда отправился в Палестину. Убийство и резня «во имя Евангелия» было делом обычным. Говорят, что при первом опустошении Иерусалима крестоносцы хладнокровно зарезали 70 000 жителей. «Только подумать о жизнях и трудах, погребенных на Востоке, которые могли бы принести большую пользу у себя на родине!»36«Можно сказать, что единственным плодом крестовых походов был... абрикос»37.

А между тем из-за ужасов, которыми окружен путь крестоносцев, мы часто не видим глубочайшие их побудительные мотивы. Религиозный пыл часто смешивался у них с неприятием общества, где люди страдали от голода, чумы и перенаселения. В крестовом походе они заглушали боль нищенского существования. Здесь сытых рыцарей с хорошо обутой свитой было гораздо меньше, чем бедняков, которые толпами за ними следовали. Народные и пастушьи крестовые походы организовывались еще долгое время после окончания главных. Для народа Иерусалим был призрачным городом Откровения, куда влек Христос. Крестовые походы были вооруженным паломничеством, коллективным imitatio Christi 38, массовым жертвоприношением, которое должно было получить

вознаграждение в массовом апофеозе в Иерусалиме, крестовые походы вдохновляли

«мессианство бедных»39. От удачливых крестоносцев-рыцарей часто оставались портреты (в камне) в их приходских церквах, у них благочестиво скрещены руки. Большинство их спутников так и не вернулось домой

— их считали павшими в бою. Конечно, идея крестовых походов не ограничивалась Святой Землей; Латинская Церковь придавала такое же большое значение северным крестовым походам

MEDIUM

на Балтике (см. cс. 362-364) и третьему флангу — испанской реконкисте.

Влияние крестовых походов было огромным. Латинское королевство в Иерусалиме (1099-1187 гг.) было первым «заморским владением Европы»'10. Восточное Средиземноморье снова было открыто для безопасного мореплавания и торговли. Расцвели итальянские города, в особенности Венеция и Генуя. Латинская Церковь пережила период консолидации и самоопределения во главе с папой. Крестовые походы стали кладезем не только подвигов, но и разного рода диковинок, на которых взросли средневековый рыцарский роман, философия и литература. Но, с другой стороны, крестовые походы укрепили связь западного христианства с феодализмом и милитаризмом. Они породили

военные ордена. Безобразное поведение латинян и отвращение, которое испытывали наблюдавшие это греки, полностью исключили возможность воссоединения христианского


мира. И, сверх всего, они еще больше укрепили вражду между христианством и исламом, надолго отравив их взаимоотношения, причем люди Запада представали одновременно и агрессорами и проигравшими. Короче, крестовые походы принесли христианам дурную славу.

Рассуждая об этике крестовых походов, важно остановиться на военных орденах, в особенности орденах госпитальеров и тамплиеров. Рыцари Ордена Госпиталя св. Иоанна Иерусалимского появились в 1099 г. после Первого крестового похода. Братья ордена несли военное, медицинское и пастырское послушания. После падения Акры они бежали на Кипр, правили Родосом (1309-1522 гг.) и, наконец, Мальтой (1530-1801 гг.). Бедные рыцари Христа и Храма Соломона появились в 1118 г. с целью охранять паломников на пути в Иерусалим. Однако со временем они ударились в денежные операции и скупку земель и постепенно приобрели невероятные богатства по всему христианскому миру. В 1312 г. орден был распущен по ложным обвинениям в чародействе, содомии и ереси, которые выдвинул против него король Франции. Эмблема ордена — два рыцаря на одном коне — восходит в первому магистру Гуго де Пейну, который был настолько беден, что имел одного коня на двоих со своим другом. Средневековое мышление смогло удивительным образом примирить монашеские обеты с военной службой.

Ордена госпитальеров и тамплиеров были международными организациями и имели отделения во всех странах Запада. А тевтонские рыцари уже на ранней стадии своего существования ограничивались районом Балтики (см. ниже). Военизированные ордена Сантьяго, Калатрава и Алькантара не вышли за пределы Испании.

Захват Константинополя дважды в 1203-1204 гг. наглядно продемонстрировал сомнительные добродетели крестоносцев. Армия Четвертого крестового похода, собравшаяся в Венеции, стала орудием интриг престарелого дожа Энрико Дандоло и германского короля Филиппа Швабского, женатого на Ирине Византийской. Дож видел в предприятии крестоносцев возможность увеличить владения своей республики в Леванте, король же — шанс вернуть своему сосланному племяннику трон в Византии. И крестоносцы за предоставленный им флот согласились поделиться военной добычей с венецианцами и поддержать восстановление на царство Алексея IV. Кроме того, когда им не удалось заплатить за корабли, они были вынуждены захватить венгерский порт Задар в Далмации как своего рода дополнительную гарантию. В июле 1203 г. они без помех прошли Дарданеллы и начали штурмовать стены города. Но дворцовый переворот в Константинополе, во время которого Алексей IV был задушен, отнял у них победу; в апреле им пришлось начать все сначала. На этот раз город Константина был основательно разграблен, церкви обобраны, жители вырезаны, иконы расколоты. В соборе Св. Софии венецианский патриарх короновал графа Болдуина Фландрского как базилевса — властителя латинской империи. Империю разделили на венецианские колонии и латинские лены. И в этот самый момент армию крестоносцев в апреле 1205 года разнесли в пух и прах в битве под Андрианополем болгары. Они не приблизились к Иерусалиму и на тысячу миль,

совершив Великую измену 41.

Четвертый крестовый поход оставил после себя на Востоке две римские империи: латинскую Империю проливов в Константинополе и усеченную Византийскую империю со столицей в Никее, в Малой Азии. Первая из них просуществовала 60 лет — до 1261 г., когда

— воспользовавшись временным отсутствием венецианского флота — вторая восстановила свои позиции. В длительной перспективе выиграла только Венеция.

Провал Четвертого крестового похода совпал С тем, что можно считать политическим взлетом латинской Церкви — понтификатом Иннокентия III (1198-1216 гг.). Урожденный Лотарио Конти, граф Сеньи (родился в Ананьи) Иннокентий был прирожденным политиком, сведущим в интригах и закулисной борьбе. Ему в наибольшей степени удалось достигнуть идеала: подчинения всех правителей теократическому правительству. В Германии он сумел сначала короновать одного из претендентов — Отгона Брауншвейгского

— и позднее его низложить. Во Франции он отказался одобрить один из матримониальных проектов Филиппа-Августа и отлучением всей страны от Церкви (интердиктом) принудил короля вернуться к его королеве после двадцатилетнего разрыва. Также и в Англии после продолжительной борьбы с королем Иоанном Безземельным он прибег к интердикту и этим добился подчинения короля. Англия, как и Арагон, Сицилия, Дания и даже Болгария стали вассалами Святейшего Престола. На XII Вселенском соборе Католической Церкви в Латеране (ноябрь 1215 г.) 1500 прелатов со всего христианского мира смиренно приняли предложения папы.

В действительности Латинская Церковь имела больше влияния в высоких политических сферах, чем в жизни простых людей. Церковные иерархи часто совершенно не интересовались церковным народом. Отсюда ереси, возврат к язычеству, фантастические предрассудки и, главное, возмущение богатством Церкви. Перед лицом этого кризиса Иннокентий III благословил создание двух новых орденов нищенствующей братии, которые должны были, живя среди людей, нести высокое и примерное общественное служение. Орден проповедников — Черных братьев, или доминиканцев, — был основан св. Домиником Гузманом из Кастилии (1170-1221 гг.). Св. Доминик составил двухчастный устав этого ордена в 1220-1221 гг. С тех пор доминиканцы были особенно заняты


проповедью Евангелия и наукой. Орден меньших братьев (минориты, или серые братья), был основан св. Франциском АССИЗСКИМ (ок. 1181-1226 гг.); формальное утверждение от папы и устав они получили в 1223 г. С этих нор и до наших дней они особенно привержены проповеди морали. И францисканцы, и доминиканцы принимали мужчин и женщин и давали обет нищеты (общей и индиви-

дуальной). До 1274 г. (когда этот процесс был остановлен) успели возникнуть другие нищенствующие ордена: кларисс, белых братьев, или кармелитов, августинцев. В отличие от монахов других орденов, чье благочестие часто вызывало сомнения, живые монахи были столь же популярны у народа, сколь они были непопулярны у высшего священства.

Св. Франциск, без сомнения, является самой привлекательной фигурой средневекового христианства. По рождению он был сыном богатого ассизского купца из Умбрии. Он сменил свои великолепные одежды на рубище нищего и отказался от наследства, повенчавшись с Дамой Нищетой. Некоторое время он жил отшельником в пещере недалеко от Ассизи, но в 1219 г. присоединился к экспедиции крестоносцев в Египет. Он был связан в большей степени с основанием ордена кларисс, чем францисканцев. В 1224 г. во время молитвы на Монте Верна у Франциска на теле появились стигматы — шрамы на месте ран распятого Господа. Его удивительная способность общаться с Природой отразилась в его Гимне Солнцу и позднее в Fioretti (Цветочки св. Франциска и его Спутников). Он был автором гимнов и молитв, отразивших самый дух христианства:

Господи, соделай меня орудием Твоего мира;

Там, где царит ненависть, дай мне посеять любовь, Где рана — прошение,

Где сомнение — веру, Где отчаяние — надежду, Где тьма — свет,

Где печаль — радость.

О Господи Боже, даруй мне, чтобы я не так искал Быть утешенным, как утешать,

Не столько быть понятым, как понимать, Не быть любимым, но любить:

Потому что мы получаем, когда даем; Прощая, мы сами прошены:

И умирая, рождаемся в жизнь вечную42.

Монахи способствовали и другому достижению того времени — возникновению университетов. Ренессанс XII в. выдвинул принцип ценности светского знания, независимого от теологии. Однако на открытие образовательного учреждения требовалась санкция Церкви. Так возникает идея Studium Generale, то есть университета, который

MEDIUM

обычно имеет четыре-пять факультетов — Богословия (Теологии), Права, Медицины, Гуманитарных наук или Философии и Музыки. Эти факультеты самоуправлявшихся университетов имели общий устав и общих преподавателей. В Европе открылись университеты Болонский (1088 г., восстановлен в 1215 г.), Парижский (ок. 1150 г.), Оксфордский (1167 г.). К 1300 г. открывается уже множество подобных учреждений в Италии, Франции, Англии и Испании, и еще больше откроется в будущем.

Альбигойский Крестовый поход (1209-1229 гг.) продемонстрировал новый аспект средневекового христианства. В 1199 г. Иннокентий III объявил, что ересь есть «измена Богу». Его инвективы были направлены против катаров и альбигойцев Лангедока. Катары

— эти духовные наследники древних гностиков, манихейцев и богомилов — оставили свой след (уже на ранних этапах своего существования) в Боснии, и против них был возбужден судебный процесс по обвинению в ереси в Милане. Затем они быстро распространились в городах ткачей: Альби, Агене, Памьере, Каркасонне и Тулузе, где пользовались покровительством местных графов. Они верили, что торжество зла несовместимо с существованием милосердного Создателя, так что добро и зло должно считать сотворенными раздельно. Они были вегетарианцами, аскетами, соблюдали воздержание; почитали женщин равными мужчинам и имели в своей среде касту perfecti (совершенных), которые одни могли совершать обряд consolamentum (рукоположения). В 1167 г. они провели сектантский собор в Сен-Феликс де Караман около Тулузы и установили связи с родственными им сектантами того же направления в Малой Азии. XI Вселенский собор Церкви, созванный в 1179 г. для обсуждения этой проблемы, не принес никаких результатов. Как не помогла и проповедь св. Доминика. В 1209 г. убийство папского легата послужило поводом для организации общего наступления на этих раскольников. [БОГОМИЛЫ]

Иннокентий III объявил новый крестовый поход на тех же условиях, что и походы против ислама: отпущение грехов и неограниченная военная добыча. На первом этапе этого похода (1209-1218 гг.) 12000 рыцарей Франции и Бургундии под командованием Симона де Монфора Старшего сражались с еретиками под командованием Рай-

мунда VI и VII, графов Тулузских. На втором этапе в сражение вступили армии короля Франции. Катары встали перед выбором: оставить свои идеи или погибнуть. Многие предпочли умереть. Святейшая Инквизиция во главе с катаром-отступником Робертом


Мерзавцем (Bugger)" начала жесточайший террор. В 1244 г. в Монсегюре, который совершенные почитали святым городом, 200 непокорных катаров было заживо сожжены на одном громадном костре. И так из года в год, деревня за деревней, огнем и мечом шло истребление отступников. Замок Кверибус пал в 1255 г. К XIV в. уцелевшие бывшие катары были уже в лоне Католической Церкви, а их провинция Лангедок — в составе Франции. Таким образом, единство Франции покоилось на бедствиях Юга44.

Практика крестовых походов, однако, нашла себе иное применение. Если крестовые походы можно было использовать против неверных, то их можно было направить и против язычников поблизости от дома. В 1147 г. во Франкфурте св. Бернард обнаружил, что саксонская знать с большей готовностью вооружается против своих соседей-славян, чем на поход в Святую Землю. Была получена папская булла Divina dispensatione, и св. Бернард призвал крестоносцев с севера «биться с язычниками, пока с Божьей помощью они не будут или обращены, или стерты с лица земли»45. Результатом венедского крестового похода (1147-1185 гг.) было то, что саксонцы, датчане и поляки привели под крыло католицизма непокорные племена Мекленбурга и Лужице.

В 1198 г. Хартвиг II, архиепископ Бременский, положил начало новому

«продолжительному крестовому походу» в Ливонию. При поддержке ордена вооруженных германских монахов-меченосцев, имевших свой центр в Риге, он создал организацию, которая постепенно привела под контроль католицизма весь северо-восток Балтики. Ливония была покорена Орденом, Эстония — датчанами, а Финляндия — шведами. Эти деяния были описаны ок. 1295 г. неизвестным автором Livlandische Reimchronik, который прославил стремление жечь и убивать во имя Господне:

Первый костер, который загорелся в тот день, Был зажжен рукой брата-францисканца,

А за ним последовал брат-доминиканец46. [ДАНЕБРОГ]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: