Христианский мир в кризисе, ок. 1250-1493 303

ющей бомбардировке главных населенных пунктов Германии». С этим вполне были согласны нацисты: «Военные преступники из ВВС союзников хладнокровно отдали приказ истреблять ни в чем не повинное население Германии». В палате общин 6 марта 1945 г. член парламента Ричард Строук сделал запрос, не является ли отныне устрашающая бомбардировка официальной политикой правительства. Последовал официальный ответ:

«Мы не тратим ни времени, ни бомб на простое устрашение».

В 10 часов вечера 13 февраля 1946 г. по всей советской зоне Германии звонили церков- ные колокола в воспоминание о бомбардировке. В Дрездене из всех церквей уцелел

только одинокий остов Фрауенкирхе с разбитым куполом. В этот самый день экс-маршал Хэррис взошел на борт корабля в Саутгемптоне, уволившись с военной службы и приступая к гражданской службе за границей. Хотя он и был произведен (с большим опозданием) в рыцари в 1953 г., но его не почитали, как других его товарищей-командиров, до тех пор, пока

31 мая 1992 г. не был открыт соответствующий памятник на лондонском Стрэнде. Это


произошло в пятидесятую годовщину бомбардировки Кельна. Обербурго-

мистр Кельна выступил с протестом: «Мне кажется, не стоит чтить память таких героев войны, как Артур Хэррис, — писал он, — пусть он и сражался на нужной стороне и за правое дело». В преддверии годовщины бомбардировки самого Дрездена (в 1995 г.) президент Германии Роман Герцог заявил: «Бомбардировка Дрездена была примером того, как человек становится варваром на войне... нельзя позволить, чтобы и дальше историю писали отдельные нации, из которых каждая оставляет лишь лучшее из сделанного ею. Если мы действительно хотим объединения Европы, тогда и историю надо объединить».

Народные восстания вообще стали отличительной чертой периода после Черной смерти. Выжившие в этом бедствии крестьяне теперь испытывали возросшие нагрузки, а сократившиеся численно рабочие не соглашались с попытками урезать им плату за труд, как, например, в английском Статуте о работниках (1351 г.). Крестьянская Жакерия обрушилась на замки и знатные семьи в Иль-де-Франс и Шампани, пока ее жестоко не подавили. Этот подъем народных восстаний в 1378-1382 гг., то есть поколение спустя после Черной смерти, представляется отчетливым симптомом общей болезни общества. Марксистские историки считают эти события вневременным проявлением классовой борьбы. Другие же презрительно считают их «взрывами гнева, не имевшими будущего»21.

Однако у современников были все основания для страха, когда к беспорядкам в городах присоединились еще более широкие возмущения в деревне. В 1378 г. во время восстания чомпи (чесальщиков шерсти) Флоренция была на несколько месяцев захвачена бунтовщиками. В 1379 г. ткачи Гента и Брюге поднялись против графа Фландрии в таком жестоком возмущении, какое напоминало более ранний эпизод 1320-х гг. В обоих случаях дело закончилось генеральным сражением с королевской армией, и снова Гент продер-

жался шесть лет. В 1381 г. несколько графств Англии были втянуты в крестьянское восстание; в 1382 г. пришел черед Парижа.

Последствия этого движения так описал бывший при французском дворе флорентийский купец Буонокорсо Питти: «Народ Гента восстал против своего господина — графа Фландрии, отца герцогини Бургундской. Громадными толпами они отправились в Брюге, захватили город, свергли графа, ограбили и убили всех его присных... Предводителем у них был Филипп ван Артевельде. С ростом числа восставших [фламандцев] от них отправлялись тайные посольства к городскому населению (черни) Парижа и Руана... Так что затем против короля Франции восстали и эти два города. Первый мятеж парижской черни был спровоцирован уличным торговцем, который начал кричать, когда некий чиновник попытался обложить налогом продаваемые им овощи и фрукты: «Бей gabelle [ярыжек]!». По этому крику вся чернь Парижа бросилась к домам сборщиков налогов, ограбила и перебила их... popolo grasso [жирный народ], то есть состоятельные люди, которых во Франции называются bourgeois, опасаясь, что чернь ограбит и их, взялись за оружие и

смогли усмирить бунтовщиков22.

Крестьянское восстание в Англии не было проявлением слепой ярости бедняков.

Известный хро-

PESTIS


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: