Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 365

Многие критики находят, что у Достоевского аргументы Инквизитора сильнее аргументов


Христа и в противостоянии Церкви и Веры Вера, по видимости, проигрывает. Возможно, таков и был замысел автора, считавшего логику много слабее веры. «Даже если мне докажут, что Христос вне Истины, — написал он однажды, — я останусь со Христом».

Достоевский без устали критиковал Запад (может быть, по-

этому его так высоко ценят западные интеллектуалы). Но он считал разделение христианского мира проявлением Зла, которое будет наконец преодолено. Он горячо верил, что зло будет побеждено. Грех и страдание предшествуют искуплению. Церковные раздоры

— необходимая прелюдия к церковной гармонии. Если следовать этой логике, то испанская инквизиция предвещала окончательную победу христианства. В глубине души этот

старый реакционер — христианин мира — по духу был искренним европейцем.

Больше всего Достоевский верил в целительную силу веры. Эпиграфом к Братьям Карамазовым стал евангельский стих «Истинно, истинно говорю вам, если пшеничное зерно, пав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12;24). Эти же слова написаны на могильном камне Достоевского.

ко Церковь может толковать Писание, а также то, что источником истины в вопросах веры является не только Писание, но и Церковное предание. Собор поддержал традиционные взгляды на первородный грех, оправдание и заслуги, отверг различные протестантские толкования в связи с пресуществлением во время Евхаристии. Постановления Собора по организационным вопросам реформировали церковные ордена, упорядочили назначение епископов и установили семинарии во всех епархиях. Постановления Собора о форме Мессы содержали новый Катехизис и пересмотренный Бревиарий (католический требник), что непосредственно затронуло жизнь простых католиков. После 1563 г. в большинстве католических церквей по всему миру служилась единая латинская Тридентская месса.

Критики деяний Собора указывают, что Собор пренебрег практически-этическими вопросами, не смог вооружить католиков таким моральным кодексом, который бы мог поспорить с моральным кодексом протестантов. «Он наложил на Церковь печать нетерпимости, — писал один английский католик, — сохраняя... дух суровой безнравственности»18. Протестантский историк Ранке указывает на некий парадокс Собора, который намеревался ограничить папство: взамен ввел присягу на верность, детализировал правила и систему наказаний, то есть подчинил пане всю католическую иерархию.

«Дисциплина была восстановлена, но все каналы осуществления церковной дисциплины сходились в одном центре — в Риме»19. Некоторые католические монархи, включая Филиппа II Испанского, так испугались тридентских дек-

ретов, что свели на нет публикацию их в своих странах.

Особенная религиозная этика, которую насаждала Контрреформация, подчеркивала важность дисциплины и коллективной жизни верующих. Она отражала те широкие полномочия в принуждении к исполнению требований веры, которыми отныне обладал иерарх, а также внешний конформизм, которому должны были теперь подчиняться верующие. Она требовала регулярной исповеди как знака подчинения. ПОМИМО участия в богослужении и регулярной церковной жизни имелись другие способы продемонстрировать свою лояльность: участие в паломничествах, церемониях и процессиях, а в обрамлявшем все искусстве, архитектуре, музыке появились черты расчетливой театральности. Католическая пропаганда этого времени была сильна рациональными аргументами и способами воздействия на чувства. Барочные церкви этого периода полны алтарей, колонн, статуй, херувимов, позолоты, икон, дароносиц, подсвечников и канделябров, ладана — так что не оставалось места для сокровенных мыслей прихожан. В отличие от проповедников- протестантов, которые взывали к личной совести и честности каждого, католические священники, кажется, все чаще призывают паству к слепой покорности.

Контрреформация собрала богатый урожай католических святых. Среди них были испанские мистики: св. Тереза Авильская (1515-1582 гг.) и св. Иоанн Креста (1542-1591 гг.); множество тех, кто служил больным и бедным: св. Филипп Нерийский (1515-1595 гг.), св. Камилл из Лелли (1550-1614 гг.), св. Винсент де Поль (1576-1660 гг.),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: