Просвещение и абсолютизм, ок. 1650-1789 459

Дофине и Севеннах сопротивление не ослабевало еще в течение 30 лет.


И в отношении янсенистов политика короля претерпела изменение от компромисса до репрессий. Одно крыло французской церкви горячо приняло идеи янсенистов, которые широко распространились через труды аббата де Сен-Сирана (1581 -1643), АнтуанаАрно (1612-1694) и, главное, Блеза Паскаля. Центром активности янсенистов был цистерцианский монастырь Пор-Рояль в Париже, а также вездесущий клан Арно с их большими связями при королевском дворе: кузина короля мадам де Лонгвиль, министр иностранных дел Симон Арно, маркиз де Помпонн (1616-1699), Расин — воспитанник школы в Пор-Рояль, и даже Боссюэ. Но с 1650-х гг., когда Пять Предложений, взятых из Августина Янсения, были официально признаны еретическими, янсенистов стали считать опасными. Паскаль и остальные были вынуждены печататься тайно. В 1661 г. Формула повиновения, осуждающая Положения, вызвала открытый разрыв, и сестры Пор-Рояля,

«чистые, как ангелы, гордые, как демоны», были отосланы в Пор-Рояль-ле-Шан близ Версаля. Первый этап преследований янсенистов завершился странным Paix de l'Eglise (церковным миром) (1668 г.), позволившим янсенистам подписать Формулу, не отказываясь от своего принципиального несогласия, но содержа его в «почтительном молчании». Затем вместе с кампанией против гугенотов начались и новые нападки на янсенистов, и в 1679 г.

«Великий» Арно был отправлен в ссылку в Брюссель.

Решающий этап наступил после публикации в 1693 г. Размышлений ораторианца Пакье (Пасхазия) Кенеля (1634-1719). Когда же вслед за поднятым вокруг этого шумом началась новая распря епископа Боссюэ с Фенелоном по поводу квиетизма, король решился действовать. В 1705 г. папу убедили отказаться от компромиссного предложения

«почтительного молчания», и в 1713 г. булла Unigenitus открыто осудила янсенистов и все их труды; был закрыт монастырь Пор-Рояль, тамошняя церковь разрушена, а кладбище разорено. Останки Паскаля и Расина пришлось спасать ночью. Одним ударом Людовик превратил доктринальный спор в долгую конфронтацию верхушки Церкви и государства с интеллектуальными кругами страны. Тогда-то и началось на самом деле французское Просвещение.

Особенно схематично принято описывать в исторических сочинениях политику Людовика XIV по отношению к искусствам. Этот интеллектуальный абсолютизм иногда даже представляют таким образом, как будто вкус и покровительство короля были определяющими в культурной жизни той эпохи. «Классицизм тогда представляют своего рода официальной доктриной, которая на литературном уровне соответствовала доктрине монархического устройства и религиозного единства, каковые доминировали в политической и духовной сферах»26. Выражаясь словами ведущего литературного критика того времени Николя Буало, «Август легко может создать Вергилия».

Верно, конечно, что щедрость короля оказалась сильным стимулом для развития наук и искусств в направлении институциализированного единообразия. Французская академия [ Académie Française ] (1635 г.), издавшая в 1694 г. грандиозный Словарь, выступала официальным хранителем и защитником французского языка. Академия живописи и скульптуры (позднее Академия изящных искусств) наделила невероятной властью королевского художника Шарля Ле Брена (1619-1690). Академия наук (1666 г.) преследовала примерно те же цели, что и Королевское общество в Лондоне. Академия музыки (1669 г.) стала такой же платформой для деятельности королевского композитора Жана-Батиста Люли (1633-1687), написавшего множество опер. В Академии изящных искусств, которая соединила художественный диктат Ле Брена с организаторским гением Кольбера, архитекторы, декораторы, граверы были задействованы в таких проектах, где главенствующим началом были гармония и порядок. К тому же королевский двор собрал беспримерно громадные творческие силы. В литературе «Четыре друга короля» — Буало, Мольер, Расин и Лафонтен — имели в период расцвета такое громадное влияние, каким могли похвастаться не многие литераторы в истории. Comédie-Française (1680 г.) соединила несколько трупп в единое целое.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении монополия классицизма оказывается скорее иллюзорной. Во-первых, потому что вкус самого короля отличался большим эклектизмом. Конечно, нельзя отрицать маниакального стремления классицизма к формулировке художественных принципов, но

LUMEN

вовсе не все этим принципам и правилам следовали. Во-вторых, «Классический Парнас» стал постепенно разрушаться после 20 лет господства. С 1687 г. культурная жизнь Франции проходила в тени жестокой схватки Anciens (Древних) с Modernes (Современными). Фасад художественного единства дал трещину, и обнажился весьма разнообразный и даже пестрый культурный ландшафт, от которого публику долго отвлекал беспримерный парад гениев.

Лучшим показателем власти и престижа Людовика XIV была его внешняя политика. Она покоилась на самой совершенной дипломатической службе, какую когда-либо знала Европа

— ею лично руководил король из Версаля, — а также на военной силе, к которой прибегали только после долгого и тщательного приготовления. Эта политика ввергла Европу в военный конфликт. Так что Людовика XIV даже кое-где считали первым из тиранов, пытавшихся покорить Европу силой, предшественником Наполеона и Гитлера.


Создававшиеся против него коалиции, в таком случае, можно считать предками Союзных держав позднейшей эпохи.

На самом деле горизонт Людовика был довольно ограниченным. Несмотря на позднейшие комментарии, у него не было сколько-нибудь ясного плана достичь

«естественных границ» Франции, не говоря уже о покорении всего континента. Хотя позднее он стал более дерзким, но все-таки его цели оставались сугубо династическими и собирательными. Связанный, благодаря усилиям Мазарини, с испанской инфантой Марией Терезией, на которой он женился в Сен-Жан-де-Люз в 1660 г. во исполнение одного из пунктов пиренейского договора, он не избежал проблем, порожденных разрушением системы престолонаследия в Испании. Его постоянное внимание к Нидерландам и Рейну было оправдано тем, что он искренне боялся оказаться в окружении. Но вся его жажда войны и завоеваний едва ли сравнится с таковой у других монархов, скажем, в Швеции или России. Да и его любовь к la gloire могла бы показаться сугубой условностью, если бы не подкреплялась устрашающей военной машиной. Из четырех главных войн, которые вел Людовик, две ограничивались территорией Нидерландов; третья была вызвана réunions — кампанией по

приобретению германских территорий посредством юридической уловки. Четвертая прямо явилась следствием пресечения правящей испанской династии. Но за всеми ими стояло соперничество государств за колонии и рынки. [GROTE MARKT]

Деволюционная война (1667-1668 гг.) была вызвана династической претензией Людовика на Брабант. Она началась с вторжения французов в испанские Нидерланды, затем вдохновила тройственный союз Англии, Голландии и Швеции и закончилась заключенным в Ахене миром, причем у Людовика остались 12 бельгийских крепостей.

Франко-голландскую войну (1672-1679 гг.) породило желание Людовика наказать голландцев за то, что они вмешались в его предыдущую кампанию. Эта война была тщательно подготовлена дипломатически: морских соперников Голландии — Англию и Швецию — склонили изменить своим обязательствам, а Польшу привлекли в лагерь Франции. В результате Вильгельм III Оранский, штатгальтер Соединенных провинций, стал координатором сопротивления. Как и раньше, сначала французы вступили в испанские Нидерланды; но когда Конде перешел Рейн, поднялась Империя; Людовик не упустил случая отнять у Испании Франш-Конте. На конгрессе в Нимвегене (1678-1679 гг.) дипломаты Людовика уверенно руководили игрой, успокаивая голландцев обещаниями торговых уступок, склоняя испанцев уступить территории и навязывая решения более слабым государствам.

Благодаря политике réunions Людовик отказался от прямых военных действий в пользу аннексий, которые организовывались путем сложных и сомнительных судебных процессов. Организовывались суды для рассмотрения королевских претензий на множество городов и юрисдикций на восточной границе. Каждый положительный вердикт приводил к немедленной оккупации соответствующего района. Таким образом было организовано не менее 160 аннексий в 1680-е годы, включая Страсбург (1681 г.) и Люксембург (1684 г.). Действия Людовика были очень точно рассчитаны но времени, поскольку Империя была озабочена наступлением турок на Вену.

Девятилетняя война (1689-1697 гг.) явилась результатом демонстративного неповиновения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: