Tenebrae. Сотрудничеству с депутатами-нацистами

сотрудничеству с депутатами-нацистами. Шесть месяцев спустя он приготовил новую комбинацию: решил сделать Гитлера канцлером, а себя вице-канцлером, включить в правительство из 12 человек троих нацистов. Президент Гинденбург и германские правые вообще посчитали эту идею прекрасной: они думали, что используют Гитлера против коммунистов. На самом деле, когда Гитлер принимал приглашение (одетый, как и подобало случаю, в цилиндр и фрак), это именно он, Гитлер использовал их.

Не прошло и месяца после этого, как за неделю до следующих выборов загадочный пожар разрушил здание Рейхстага. Нацисты заявили, что это Красный заговор, арестовали коммунистических лидеров, завоевали 44% голосов в накаленной атмосфере антикоммунизма, а потом спокойно провели законодательный акт о предоставлении канцлеру чрезвычайных полномочий на четыре года. В октябре Гитлер организовал плебисцит по вопросу выхода Германии из Лиги Наций и из Конференции по разоружению. Он получил поддержку в 96.3%. В августе 1934 г., после смерти президента, он созывает новый плебисцит по вопросу одобрения его выдвижения на новый партийно- государственный пост «фюрера и рейхсканцлера Рейха» со всей полнотой власти и


чрезвычайными полномочиями. На этот раз он получает поддержку в 90%. Теперь Гитлер контролирует ситуацию. В своем последнем походе на вершину власти он ни разу не преступил Конституцию. Но легко указать, кто лично отвечал за успех Гитлера. Четыре года спустя Гитлер принимает своего бывшего партнера фон Палена в Берхтесгадене и говорит: «Сделав меня канцлером, герр фон Папен, вы сделали возможной национал- социалистическую революцию в Германии, Я никогда этого не забуду». Фон Папен отвечает: «Конечно, мой фюрер»39.

Демократический триумф Гитлера выявил природу демократии. У демократии мало собственных достоинств: она настолько хороша или настолько плоха, насколько хороши или плохи принципы людей, которые ее пользуются. В руках либеральных и терпимых людей она производит либеральное и терпимое правительство; в руках людоедов — правительство людоедов. В Германии в 1933-1934 гг. она произвела нацистское пра-

вительство, потому что культура немецких избирателей на тот момент не придавала первостепенного значения тому, чтобы не допустить к власти бандитов.

Адольф Гитлер (1889-1945) был австрийцем и стал хозяином всей Германии как ни один немец до него. Он родился в Браунау на баварской границе и был сыном таможенного чиновника; он вырос, постоянно сознавая позор того, что ero отец был внебрачным ребенком (вот почему те, кто хотел его обидеть, называли его иногда прежней фамилией

«Шикельгрубер»). Его жизнь была тяжела в ее начале и ничего не сулила в будущем. У него были некоторые художественные способности, но он не смог получить необходимого образования и слонялся по сомнительным ночлежкам Вены, перебиваясь иногда работой декоратора и художника почтовых открыток. Сосредоточенный на себе, обидчивый и одинокий, он был хорошо знаком с патологическими настроениями антиславянского и антисемитского полусвета немецкой Вены. Он бежит из Вены в Мюнхен, где радостно приветствует Первую мировую войну как благословенное избавление от своей личной неустроенности. Служил он храбро и был дважды награжден Железным Крестом (второго класса и первого класса), выжил, когда его товарищи погибали, был отравлен газами. Войну он закончил в госпитале глубоко озлобленным человеком. [ЛАНГЕМАРК]

Послевоенная карьера Гитлера возместила ему неудачи молодости. Его партия НСДАП приняла в качестве программы варево из обывательского расизма, германского национализма и вульгарного социализма, что оказалось привлекательным, во-первых, для бродяг вроде него, а потом и для миллионов избирателей. На перевернутых ящиках на перекрестках улиц поверженной Германии он обрел искусство оратора (или демагога), которое вознесло его на самую вершину власти. Он научился управлять ГОЛОСОМ И менять темп речи, жестикулировать, натягивать на лицо победную улыбку и неукротимую ярость, и при этом так захватывал слушателей, что существо его слов было уже почти не важно. Это ero искусство, преумноженное вскоре прожекторами, громкоговорителями и музыкальными хорами, можно сравнить только с искусством призывающих к религиозному возрождению проповедников или с более по-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: