Освенцим (аушвиц)

31 мая 1944 г. английский разведывательный самолет Москит (60-го фото-эскадрона) взлетел с базы Бриндизи в южной Италии. Перед ним стояла задача пролететь 900 миль до оккупированной немцами территории Польши и сфотографировать фабрику синтетического топлива в городе Освенцим (Аушвиц). Случайно, поскольку южноафриканские пилоты не выключили камеру, на последних кадрах фильма, снятого с высоты 900 метров, получились первые снимки (с высоты птичьего полета) двух близкорасположенных концентрационных лагерей СС — Освенцим I и Освенцим II-Биркенау.

Множество таких фотографий сделали позднее союзные разведывательные самолеты. На одной фотографии Освенцима-Биркенау, сделанной с меньшей высоты 25 августа 1944 г., можно было даже видеть строй новоприбывших, которых вели со станции к открытым воротам Крематория № 2. Все было видно: поезда на запасных путях, вентиляторы на крыше газовой камеры, трубы печей, группа заключенных. Позднее (в декабре) фотографии показывали, что начался демонтаж крематориев.

Аэрофотосъёмка является важным методом в некоторых отраслях исторических исследований. К ней часто прибегают археологи, урбанисты и те, кто занимается анализом ландшафта. В случае с Освенцимом аэрофотоснимки стали убедительным доказательством проведения кампании геноцида, что пытались отри-

цать послевоенные ревизионисты.

Уже с конца 1942 г., когда польское правительство в изгнании опубликовало информацию, полученную через своих тайных курьеров, на Запад начинают проникать сведения о нацистских лагерях смерти. И все-таки союзные державы не находили нужным предпринять что-нибудь. Сведения, что именно Освенцим II был конечным пунктом неизвестного назначения, куда депортировались евреи со всей Европы, получили подтверждение только в июле 1944 г. — из рассказов пяти беженцев.

С этого времени постоянно взывают о помощи некоторые сионистские группы, надеявшиеся, что можно прекратить уничтожение евреев бомбовыми ударами по лагерным строениям и железнодорожным путям. Эти мольбы союзники пропускали мимо ушей. Командование ВВС настаивало, что первоочередными являются военные и промышленные объекты. Один ответственный чиновник британского Министерства иностранных дел пишет в своих заметках: «слишком много времени... понапрасну тратят... на этих скулящих евреев».

Судьба этих аэрофотоснимков не менее поучительна, чем их содержание. Пленки отправили из Италии, чтобы их проявить и интерпретировать на базе ВВС Великобритании Медменхем, графство Бакингемшир. Поскольку руководители операции интересовались только фабрикой синтетического топлива, последние кадры

там не стали даже печатать. Исторические фотографии от 31 мая и 25 августа 1944 г. были обнаружены только 30 лет спустя в архивах разведывательного управления министерства обороны США — ненапечатанными.

Освенцим был освобожден Советской Армией 27 января 1945 г. Тем не менее настоятельные просьбы западных правительств предоставить им подробную информацию оставались без ответа, пока 27 апреля не была получена неопределенная телеграмма из Москвы. В ней говорилось о «расследованиях в Освенциме», которые показали, что «там погибли более 4 миллионов граждан разных стран». Эта цифра, если ее распространять


только на жертв Освенцима, не согласуется со статистикой, которую предоставили обвинители союзников в Нюрнберге. Но именно она стала общепринятой. И только после падения коммунизма в 1990 г. государственный музей в Освенциме смог опубликовать более достоверную цифру 1,2-1,5 миллионов жертв, из которых, возможно, около 800000-1,1 миллионов были евреи.

Понадобилось 50 лет, чтобы, разрываясь между доверием и недоверием, приблизиться к достоверным сведениям о событии современной истории, которое к тому же принадлежит к числу самых исследуемых. «После Освенцима, — сказал Теодор Адорно, — больше нельзя сочинять стихи». Кажется, что историки тоже утратили свои способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: