Часть 1. 1. Прогулка Европы. Эллинистическая фреска из «дома Ясона», Помпеи

1. ПРОГУЛКА ЕВРОПЫ. Эллинистическая фреска из «Дома Ясона», Помпеи. Первая четверть I

в. Национальный музей, Неаполь. И греки, и римляне хранили легенду о Европе. Фото: Андерсон/Алинари 23469.

2. СОБИРАТЕЛИ И охотники. Рисунок составлен из изображений, найденных в палеолитической пещере Теруел и Когул (Лерида, Испания). Мужские и женские фигуры представляют интересную реконструкцию сложно организованного социального устройства, в котором часто отказывают т.н. «пещерным жителям».

Рисунок Дэньона Рея, 1993.

3. РЫБАК МИНОЙСКОЙ ЭПОХИ. 2 тыс. до н.э. Национальный Археологический музей, Афины. Фото: Национальный Археологический музей, Афины.

4. Кноссский ПРИНЦ. Поздний минойский период. Минойский Крит не имел укреплений, в нем не было военного сословия. Музей Гераклиона, Крит.

Фото: Коллекция древнего искусства и архитектуры.

5. Пир. Рисунок на греческой вазе художника из Брига (490-480 гг. до н.э.) На пиру ели, пили, занимались любовью и вели серьезные беседы. Мужчины располагались на ложах в восточной манере. Женщины и мальчики могли присутствовать на пиру только для развлечения.

Фото: Британский музей БМ E 60.

6. ЭТРУСКЕРИЯ. Фреска из гробницы Пир, Тарквиния (около 470 г. до н.э.). См.

[ЭТРУСКОСТЕРИЯ]

Фото: Hirmer Fotoarchiv ВМ E 60.

7. АРКАДСКАЯ идиллия. Et in Arcadia ego (лат.: И я в Аркадии бывал) (1639-1643), Никола Пуссен. Картина была куплена Людовиком XIV в 1683 г. В европейском искусстве классицизма Аркадия считалась страной пасторального блаженства. В знаменитой картине Пуссена, который развил идею Гверчино (Guercino), группа задумчивых пастушков и нимф смотрят на гробницу Дафниса, который умер от любви, и они понимают, что «Даже в Аркадии, отыщу вас я, Смерть». Лувр.

Фото: У RMN.

8. ПОХИЩЕНИЕ САБИНЯНОК. Les sabines (1796-1799), Жан-Луи Давида. История, рассказанная Титом Ливи-

ем и Овидием, одна из самых популярных в древнем Риме, повествует о том, как царь Ромул устроил праздник на месте нынешнего Circus Maximus, для того, чтобы захватить женщин из соседнего племени сабинян. Героическая картина Давида показывает римских матрон, которые вступают в битву, чтобы остановить кровопролитие, причем строение на заднем плане картины напоминает Бастилию. Это полотно стяжала ему славу «Рафаэля санкюлотов». Лувр. Фото: Фото: У RMN.

9. СМЕРТЬ ЗИГФРИДА. Эпизод легенды 5 в. о Нибелунгах, картина Джулиуса Шнорр фон Каролсфелда (1794-1872): Хаген убивает Зигфрида (1845). Хаген захватил врасплох Зигфрида, который пил воду у источника, и пробил копьем хранившую его волшебную защиту.

Мюнхен был столицей короля Людвига II Баварского, патронировавшего Рихарду Вагнеру, известному популяризацией националистических мотивов германского фольклора языческих времен. Кёнигсбау, Мюнхен. См. Нибелунг. Фото: АКГ, Лондон.

10. АТТИЛА ЗАХВАТЫВАЕТ РИМ, 452. Ульпиано Чека-и-Саус (1860-1916), Падение Рима (1891). Большое число картин этого жанра героизировали варваров, адресуясь к зрителям XIX века и подчеркивая активное неприятие классических пристрастий и античной истории.

© Hulton Deutsch Collection.

11. ПРАВОСЛАВИЕ. Изображение Христа Вседержителя в окружении императора Константина IX Мономаха (годы царствования 1042-1055) и императрицы Зои, мозаика XI в., времени церковной схизмы 1054 г. Византийская традиция подчеркивала единство духовного и мирского начал. Св. София, Стамбул.

Фото: Foto Fabbri.

12. ЗАПАДНОЕ МОНАШЕСТВО. Св. Бенедикт и аббатство Монте Кассино (основанно ок. 529 г.), миниатюра XI в. Первый знаменитый западный монастырь был основан святым- духовным покровителем Европы и до 1944 г. сохранялся в неприкосновенности.

Фото: Архив фотографий в Ватикане. Vat. Lat. 1702 IIr.

13. Подношения КОНСТАНТИНУ. Средневековая легенда о том, что земная власть Римского папы была дарована ему императором Константином I, воплоще-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: