В то время, когда Ранк пишет работу Родовой травматизм, «копается ров» в самом лоне психоаналитического движения. В самом деле, некоторые психоаналитики отходят от Фрейда, и Ранк их объединяет.
Родовой травматизм противостоит идеям Фрейда по различным пунктам. Конечно, мэтру психоанализа принадлежит понятие первичного травматизма. Но он видит его не как психологический шок, источник страдания, а напротив, придает больше значимости физическому процессу рождения, который оставляет след в нашей глубинной памяти. Такой процесс воспроизводится в ситуациях опасности и функционирует как сигнал тревоги, способный привести в действие защитные механизмы.
Надо отметить, что Фрейд проявил интерес к книге Ранка. Его, однако, не устроило то, что Эдипову комплексу Ранк отвел второстепенную роль. Фрейд отказывается признать, что родовой травматизм является источником неврозов. Он не желает видеть в рождении предвестника комплекса кастрации, который преобразуется позже в чувство опасности, разлуки, смерти.
|
|
Ранк еще больше дистанцируется от Фрейда в своем отношении к инцесту. По Ранку, идея инцеста вызывает страх, который в какой-то степени повторяет страх родового травматизма и не позволяет человеку конкретизировать свое желание в отношении матери. По Фрейду, барьер на пути к инцесту был воздвигнут отцом первобытной семьи, эту концепцию он развивает в работе Тотем и табу.
Наконец, Фрейд описывает индивида, зажатого в тисках между инстинктивной жизнью, «Оно» и частью «сверх-Я», жандармом, который стоит на страже, обеспечивая процесс подавления. С работой Ранка связано возвращение к жизни понятия «воля». Она является главной при интеграции «Я», откуда следует и «волевая терапия», которая, в противовес концепции Фрейда, должна быть терапией краткосрочной.
СДЕРЖАННЫЙ ПРИЕМ РАБОТЫ