При появлении книги Родовой травматизм сработал эффект моды. А психоанализ, кажется, удаляется понемногу от такого видения вещей, что в результате и приводит к замалчиванию всех трудов автора.
Тем не менее нужно признать за Ранком заслугу в раскрытии значения роли рождения как первого опыта, и особенно роли страха. Он защищает свою идею, опираясь на целый ряд примеров из области искусства, религии, философии и даже этнографии, напоминая то прямо, то косвенно, конкретно и символически, об отделении от матери. Разве не употребляют в разговорном языке словечко «разродиться», когда речь идет о появлении книги или произведения? Слово «ребенок» становится метафорой, часто употребляемой относительно художественного творения. Не дает ли Ранку определенный повод даже разговорный язык?
Родовой травматизм становится своего рода первопроходцем, потому что это одна из первых работ, посвященных отношениям мать — ребенок. В развитие этой идеи будет создана школа, где станут рассматриваться понятия «хорошей» и «плохой» матери, будут вестись исследования внутриутробных фантазмов и самого раннего возраста, которые более подробно рассмотрены в работе Мелани Клейн (1882—1960).
|
|
Наконец, не являемся ли мы, некоторым образом, участниками развития теории Ранка, применяя набор методов родовспоможения в водной среде (следует осознать различие между внутриутробной средой и внешним миром) или, увеличивая число детей-пловцов, а также участвуя в согласованном движении общества к терапии «первого крика», которая была разработана Яновым? Этот крик, в какой-то степени, есть эхо интенсивности родовой боли, хотя она и является бессознательной.
ЗАВИСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ