Согласно Ранку, различные художественные выражения имеют прямое отношение к родовому травматизму. Идет ли речь о персонажах греческой мифологии, действующих лица басен и легенд или героях, они все кажутся, похожи в том, что
«отражают боль и страдания, сопровождающие муки отделения от матери, эти телесные муки воплощены в статуях в таких благородных формах, таких отстраненных от всего человеческого, но в то же время так глубоко человечных».
Если египетское искусство первым изобразило человеческое тело, то греческое искусство представило его во всей его красоте, избавив от всякого «родства» с животными,
«полностью освободив его от всяких шлаков рождения».
В восьмой главе, названной «Художественная идеализация», Ранк защищает свой тезис на примере многих легенд, интерпретацию которых он дает в связи с родовым травматизмом. Минотавр, например, этот мифологический монстр с телом человека и головой быка, заключенный в лабиринт, находится, согласно теории Ранка, в брюшной полости,
|
|
«тюрьме, в которой заключен монстр (зародыш), неспособный найти выход».
Что касается нити Ариадны, которая освобождает Тезея, героя, пришедшего убить монстра, это не что иное, как пуповина.
Появление героев легенд в мире также нацеливает нас на понимание значения родового травматизма. В самом деле, многие из них подвергаются нападкам со стороны отца, в то время как сами они находятся еще в животе матери. Травматизм при их рождении особенно серьезен, и, чтобы его преодолеть, герой должен совершить подвиги, некоторые из которых символизируют покорение матери.
«Действительно, в мифе, как в неврозе и прочих продуктах бессознательного, эти подвиги, названные героическими, служат только для того, чтобы обеспечить герою возвращение в утробу матери».
Но герой лишен страха благодаря компенсаторному повторению подвигов. Кроме того, Ранк считает героя неуязвимым благодаря защитной оболочке (каска, латы...), являющейся, по его мнению, «продолжением матки».
Волшебные сказки тоже восходят к противодействию родового травматизма. Препятствия, которые появляются перед ребенком, или юным героем, или же очаровательным принцем, прибывшим, чтобы освободить принцессу, напоминают о страхе трудностей при рождении.
Религии, в свою очередь, являются выражением родового травматизма. Они стремятся создать высшее и могущее прийти на помощь существо, к которому человек может прибегнуть в случае несчастья или опасности. Это высшее существо, которое обеспечивает человеку жизнь в потустороннем мире, представляет
«сублимированный образ потерянного рая». Таким же образом йога нацеливает на нирвану, «желанное небытие, внутриутробную ситуацию».
Наконец, общественные ценности также являются зеркальным отражением родового травматизма. Патриархальный уклад общества и существование политических систем с преобладанием в них мужчин также напоминают в некотором роде о
«продолжении первичного подавления, которое направлено из-за страшного воспоминания о родовом травматизме не все более и более полное исключение женщины».