Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура и искусство - это две области, наиболее пострадавшие от татаро-монгольского нашествия. Строительство в Поднепровье фактически было прекращено и развивалось только на территории Галицко-Волынского княжества, основываясь на архитектуре времен Киевской Руси. Даниил Галицкий и его последователи возрождают градостроительство, возводят ряд новых крепостей и отстраивают старые, разрушенные ордынцами. Сюда из разоренных монголо-татарами городов устремились многие мастера. Они основывали ремесленные слободы и выполняли заказы князя.

Во второй половине XIII в. начинается строительство каменных замков: в Луцке, Кременце, Хотине. Новые тенденции появляются в культовом строительстве: храмы становятся подчеркнуто торжественными (церкви Успения и Ивана Предтечи в Холме, храмы Иоанна Богослова и Дмитрия в Луцке, церковь Николая во Львове и т.д.). В их архитектуре византийский стиль приобретает новые формы - переплетаются византийско-русский и готический стили, храмы обильно декорируются резьбой, иногда витражами (церковь Иоанна Златоуста в Холме) и фресками.

С конца XIV в. на архитектуру начинают оказывать влияние изменения в тактике ведения войны и развитие военной техники. Возникают замки, полностью выстроенные из камня и кирпича, укрепленные крепостными башнями и бойницами (в Луцке, Меджибоже, Кременце). Главными заказчикми становятся не только церкви, монастыри и крупные феодалы, но и шляхта, окрепшие городские и сельские общины. Укрепляются культурные связи с Западной Европой, в Украине упоминаются мастера из Венгрии и Польши. Все эти тенденции отражаются в строительстве и внутреннем убранстве бескупольных храмов, в которых вместе с продолжением традиций архитектуры Киевской Руси реализованы творчески переосмысленные достижения западной.

В XV в. архитектура все чаще возвращается к киевским традициям. Строятся деревянные храмы: церковь Святого Духа в Петеличе, собор Благовещения в Ковеле. В небольших храмах, построенных городскими и сельскими общинами, ярко проявляется оборонный характер, вызванный набегами татар и междоусобицами феодалов. Типичным примером церкви-крепости является Покровская крепость в Сутковцах (XV и.).

На иконопись Галицко-Волынского княжества конца XIII - XIV вв. оказала влияние киевская. Наиболее популярной темой искусства XIII в. было покровительство и заступничество (икона Христа-Избавителя в Мельнике). Из произведений киевской живописи известны иконы “Богоматерь Печерская” (ок. 1288 г.), “Игорева Богоматерь”, “Николай с житием”. Они уже в значительной степени лишены сурового аскетизма, лица нарисованы мягко, детально выписана одежда. В XIV в. усиливаются народные мотивы. Так, в сюжетах композиций “Рождества Христова” и “Успения Богородицы” уже были бытовые и пейзажные элементы. Они присутствуют в росписи стен Кирилловской церкви в Киеве (XIV в.), Онуфриевской церкви в селе Лаврове (XV в.), армянского собора во Львове (XIV - XV вв.). Наиболее популярные сюжеты - изображения Юрия Змееборца и “Страшного суда”. Последний часто приобретал сатирическое и антифеодальное звучание, под влиянием вкусов заказчиков - крестьян и мещан. Мастером, в творчестве которого уже в XV в. было заметно влияние итальянского искусства эпохи Возрождения, был Петр Ратенский, уроженец Волыни. Его перу принадлежит икона “Богородица” во Владимиро-Волынском соборе и так назывваемая “Петровская икона” в Успенском соборе в Москве.

Из работ профессиональных художников сбереглась икона Богоматери-Одигитрии из Покровской церкви Луцка, (XIII - XIV вв.). Известная Ченстоховская икона Божьей Матери, такая популярная в Польше, в XIV в. была вывезена из Галичины. Ряду украинских икон XV в., выполненных в русле художественных традиций Галицко-Волынской земли, были свойственны лаконизм и целостность композиции, сдержанность колорита и одновременно умение объединить контрастные цвета, эмоциональная насыщенность образа-символа. Эти особенности стали в будущем одним из компонентов национального своеобразия украинского изобразительного искусства. В то же время во многих произведениях народного декоративного искусства Западной Украины (ковры, вышивки, писанки) заметно использование и дальнейшее развитие мотивов, которые существовали еще в средневековье.

На вторую половину XIII - XV вв. приходится дальнейшее развитие искусства скоморохов - народных лицедеев, певцов, музыкантов, танцоров. При княжеских дворах концентрировались певцы, которые сочиняли “хвалы” в честь боевых подвигов князя и его дружины. В народной среде были распространены игровые, обрядовые и трудовые песни. Кобзари исполняли думы в сопровождении игры на кобзе-бандуре или лире.

Таким образом, несмотря на тяжелые условия иноземного господства, оригинальная и высокохудожественная культура украинского народа, продолжая традиции древнерусской культуры и поддерживая связь с западноевропейской, не только не пришла в упадок, но и сохранила высокий уровень развития.

* * *

Во второй половине XIII - XV вв. украинские земли переживали определенный упадок культуры, связанный с последствиями монголо - татарского нашествия и утратой Киевом значения политического, торгового и культурного центра Руси. Главным очагом развития украинской культуры в это время становится Галицко-Волынское княжество, менее разоренное и имевшее благоприятное геополитическое положение. Заметным становится западноевропейское влияние. Его сочетание с местными традициями определило культурное содержание эпохи. Значительных высот достигли научные знания в гуманитарных областях: философии, истории. Развивались светские мотивы в литературе. Архитектура храмов приобретает черты готического стиля, распространенного в городском строительстве Европы. Продолжалось развитие различных жанров народного искусства: декоративно-прикладного, музыкального, театрального. Народное творчество обогащалось героическими, освободительными мотивами.

Несмотря на постепенную утрату собственной государственности (Орда, Литва, Польша), украинская культура продолжала поступательно развиваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: