Кинологическая деятельность в системе МВД России, ее содержание, задачи, принципы и правовые основы функционирования

В соответствии с “Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации” систему министерства составляют органы внутренних дел и внутренние войска, которые в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о МВД Российской Федерации.

Деятельность органов внутренних дел и внутренних войск осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов России, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств.

В целях практической реализации сотрудниками ОВД и военнослужащими внутренних войск названных принципов законодательство России предоставило им необходимые полномочия. Например, согласно ст. 14 Закона РФ “О милиции” и ст. 27 Федерального закона “О внутренних войсках МВД Российской Федерации” им делегировано право применять служебную собаку в качестве специального средства. Выполнение этих функций возложено на кинологов, которые проходят специальную подготовку для использования собак в различных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой обстановки. Их основная задача заключается в том, чтобы качественно подготовить и тактически грамотно применить служебных собак в ходе реализации ОВД, внутренними войсками мер по предупреждению, расследованию и пресечению преступлений и административных правонарушений. В силу того, что кинологи являются сотрудниками ОВД либо военнослужащими ВВ МВД России, их деятельность регламентируется соответствующими законодательными и нормативно-правовыми актами. Одновременно с этим следует отметить: профессиональная деятельность кинологов имеет свою особую специфику и заметно отличается от действий других специалистов ОВД и внутренних войск. Это связано с тем, что кинологи работают с живыми объектами, обладающими элементами рассудочного поведения, имеющими сложное физиологическое строение и требующими соблюдения определенных правил их содержания и ухода. В то же время, эффективная дрессировка служебных собак, а также их результативное применение не возможны без наличия у специалистов навыков и умений как в области служебной кинологии, так и в сфере криминалистики, уголовного процесса, тактики действий внутренних войск и др. дис-

циплинах, знание которых необходимо любому сотруднику или военнослужащему правоохранительных структур. Подобная специализация объясняется тем, что в процессе выполнения кинологами оперативно-служебных (служебно-боевых) задач им приходится руководствоваться требованиями действующего законодательства, рекомендациями криминалистики, действовать в соответствии с правилами войсковой тактики и т. п. Таким образом, кинологическая деятельность в системе МВД России - это профессиональная деятельность специалистов-кинологов ОВД и внутренних войск, осуществляемая ими в целях обеспечения эффективного применения служебных собак в борьбе с преступностью и охране правопорядка на основе и в пределах нормативно-правовых актов, регламентирующих данные действия. Отсюда, деятельность специалистов-кинологов в системе МВД России направлена на кинологическое обеспечение оперативно-розыскных, следственных, войсковых и иных мероприятий, осуществляемых органами и войсками МВД России для предотвращения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также охраны правопорядка.

Основными задачами кинологической деятельности в системе МВД России следует считать: подготовку специалистов и служебных собак для действий по пресечению и раскрытию преступлений и охране правопорядка; обеспечение правового режима чрезвычайного положения; несение эффективной службы по охране важных государственных объектов и специальных грузов; усиление пограничных подразделений при оказании им содействия в охране Государственной границы Российской Федерации.

При этом деятельность кинологов осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гласности, единоначалия, централизации управления.

Правовую основу кинологическог' еятельности в системе МВД России составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы: “О милици;:”, “О внутренних войсках МВД Российской Федерации”, “Об оперативно-розыскной деятельности” и др.; УК Российской Федерации, УПК Российской Федерации, Кодекс РФ об административных правонарушениях; Постановления Правительства Российской Федерации: “Положение о вневедомственной охране при ОВД Российской Федерации”; Указы Президента РФ: “О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации”, “Положение о МВД Российской Федерации”, Временный устав ВВ МВД Российской Федерации;

Распоряжение Президента РФ от 15.04.1996 г № 191-рп “О Национальной системе кинологической деятельности и собаководства в Российской Федерации”;

Приказы МВД России, утверждающие: “Временное Наставление по службе штабов ВВ МВД России”, “Устав ППС милиции общественной безопасности Российской Федерации”, “Наставление по служебно-боевой деятельности подразделений, караулов и войсковых нарядов воинских частей оперативного назначения и СМВЧ ВВ МВД Российской Федерации”, “Наставление по служебно-боевой деятельности подразделений, гарнизонов, застав, караулов и войсковых нарядов воинских частей ВВ МВД Российской Федерации по охране важных государственных объектов и специальных грузов”, “Наставление по служебному собаководству в органах внутренних дел”, Приказ МВД России от 20.10.1999 г. № 816 “О мерах по дальнейшему развитию кинологической службы в системе МВД России”, а также др. нормативно-правовые акты.

Кинологическая деятельность в системе МВД России направлена на привитие кинологам ОВД и внутренних войск качеств, необходимых каждому сотруднику и военнослужащему правоохранительного ведомства. В частности, специалисты службы собак обязаны защищать права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Кинологам в ходе их профессиональной деятельности запрещается прибегать к действиям, унижающим достоинства человека. Всякое ограничение ими в этом случае прав и свобод человека и гражданина допускается лишь на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В тех случаях, когда допускается ограничение прав и свобод гражданина, кинолог обязан разъяснить ему основания и повод такого ограничения, а также его права и обязанности.

Специалисты-кинологи не имеют права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если исполнение обязанностей или правосудие не требует от него иного.

Изучение законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих кинологическую деятельность в системе МВД России, позволяет сделать вывод о том, что этот вид действий специалистов имеет свою структуру, которая состоит из нескольких составляющих и интегрирована непосредственно в оперативно-служебную (служебно-боевую) деятельность ОВД (внутренних войск). Основными компонентами кинологической деятельности в системе МВД России являются:

1) подготовка кинологов и служебных собак к выполнению поставленных задач;

2) практическое осуществление специалистами-кинологами своих обязанностей в ходе несения службы;

3) всестороннее обеспечение специалистов кинологической службы;

4) организация управления кинологическими подразделениями и действиями отдельных специалистов.

Эффективность применения кинологами служебных собак в качестве специального средства во многом зависит от того, насколько хорошо и основательно в профессиональном отношении подготовлены сами кинологи, а также насколько качественно проведена дрессировка собак.

Поэтому в ОВД и во внутренних войсках профессиональной подготовке специалистов-кинологов уделяется достаточно большое внимание. Она организуется и проводится в соответствии с Федеральными законами: “О милиции”, “О внутренних войсках МВД Российской Федерации”, “Об образовании”, постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении Типового положения об образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов”. Решением коллегии МВД Российской Федерации от 10.03.1995 г. №2км/1 “О состоянии и мерах совершенствования профессиональной подготовки кадров ОВД”, Приказом МВД России от 25.06.1994 г. №202 “Об утверждении нормативных актов, регламентирующих дея-

тельность учебных заведений МВД России”, “Положением о военных образовательных учреждениях профессионального образования внутренних войск МВД Российской Федерации”, утвержденного Приказом ГКВВ №50 от 1.03.1995 г., и др. документами.

Основной задачей профессиональной подготовки кинологов следует считать обеспечение ОВД и внутренних войск квалифицированными специалистами. Она включает:

1) начальный уровень - при этом первоначальная профессиональная подготовка осуществляется в учебном центре (во внутренних войсках - в учебном подразделении по подготовке младших специалистов-кинологов);

2) высшее профессиональное образование будущие кинологи приобретают в ходе обучения на кинологическом факультете Пермского ВИ ВВ МВД России;

3) повышение квалификации и переподготовка кинологических кадров организуются в Пермском ВИ ВВ МВД России, на базе Ростовской школы служебно-розыскного собаководства МВД России и др. учреждениях профессионального образования МВД России.

Как отмечалось ранее, кинологи в процессе приобретения ими профессиональных знаний изучают специальные учебные дисциплины, например: теорию и технику дрессировки собак, основы ветеринарии и др., а также: уголовно-процессу-альное право, основы оперативно-розыскной деятельности, криминалистику, тактику внутренних войск, вооружение и специальные средства, некоторые др. предметы. Необходимость и обязательность такой подготовки специалистов обусловлены характером и содержанием их практической деятельности. Так, в ходе выполнения кинологами оперативно-служебных (служебно-боевых) задач от них требуется проявление разносторонних знаний, навыков и умений, без чего невозможно эффективное использование собак в качестве специального ' редства.

В киноло! оческой деятельности ОВД и внутренних войск важную роль играет •тодготовка служебных собак. Однако существующая слстема их дрессировки не всегда отвечает современным требованиям по причине несоответствия уровня подготовленности служебных собак их предназначению как специальному средству, в качестве которого они применяются (ст. 14 Закона РФ “О милиции”, ст. 27 Федерального закона “О внутренних войсках МВД Российской Федерации”). Как известно, специальные средства используются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. При этом лица, их применяющие, обязаны не допустить нанесения здоровью правонарушителя ущерба, который не соответствует характеру и степени опасности совершаемого им противоправного действия. В то же время, использование хорошо подготовленной служебной собаки против человека влечет за собой, как правило, получение им ранений и травм различной степени тяжести. Вполне естественно, что в подобных случаях правовая оценка действий кинолога, применяющего служебную собаку в качестве специального средства, будет основываться на том, в какой мере условия обстановки, характер поведения правонарушителя и др. факторы соответствовали степени тяжести нанесенных ему собакой ранений или травм. Поэтому, чтобы собака могла использоваться специалистом, в каждом конкретном случае, строго в соответствии с условиями обстановки, необходима ее дополнительная подготовка, отвечающая предназначению каждой из категорий служебных собак, состоящих на вооружении органов и войск МВД России.

В связи с этим целесообразно несколько усовершенствовать существующую схему дрессировки служебных собак, построив ее в следующем порядке:

1-й этап - подготовительный, включает действия по тестированию собак (выявление преобладающей реакции, типа ВНД, их физического состояния, остроты обоняния и др. качеств животных), по определению их возможностей к выполнению приемов в соответствии со служебным предназначением (минно-розыскные, караульные, специальные и т. д.), по уточнению природных способностей собак к обучению, а также формирование предварительного плана их дрессировки и тренировки.

2-й этап - общедисциплинарный, предназначен для выработки у собак и последующего закрепления у них приемов общего послушания; при этом виды приемов и их количество должны определяться исходя из категории служебных собак и времени, выделяемого на весь курс их подготовки; практика подсказывает, что количество приемов общей дрессировки для служебных собак следует свести до минимума исходя из принципа целесообразности и необходимости.

3-й этап - специальная дрессировка, ее основной задачей является выработка у собак в условиях учебной обстановки четкого выполнения ими приемов специальной дрессировки, необходимых для конкретной категории служебных собак. Например, при подготовке минно-розыскной собаки ее обучение должно быть организовано таким образом, чтобы кинолог сумел научить собаку уверенно осуществлять поиск и своевременно обнаруживать взрывные устройства на территории (в зданиях, помещениях и т. п.), являющейся учебным объектом, т. е. в хорошо знакомой для нее обстановке, что дает возможность интенсифицировать ее дрессировку, а самое важное - позволяет упрочить, закрепить и развить разрешающие возможности обонятельного анализатора служебного животного.

Поэтому будет вполне of г;нованно и закономерно утверждать о том, что третий этап подготовки служебных собак следует считать основным и по этой причине уделить ему большую часть учебного времени из того, что выделено на весь курс обучения соответствующей категории собак.

4-й этап - ситуационная дрессировка, она строится на наличии у собак прочных навыков специальной дрессировки, приобретенных ими в ходе плановых учебных занятий, в условиях, оптимально способствующих их выработке. На этом этапе кинологи приучают служебных собак к эффективным действиям в обстановке, максимально приближенной к реальной, т. е. к тем условиям, в которых предстоит работать животному Например, занятия с наркорозыскной собакой по поиску наркотических веществ должны осуществляться в здании аэропорта, железнодорожного вокзала и других аналогичных местах, где будет использоваться эта собака. При этом время ее тренировки в подобных ситуациях целесообразно увеличивать постепенно, доводя его до тех норм, которые определены для рабочей служебной собаки.

5-й этап - контрольный, это итоговый экзамен, в ходе проведения которого проверяются уровень и качество подготовки служебных собак. Организация экзамена должна предусматривать проверку полноты и прочности приобретения собаками (как минимум) двух основных компонентов, которые являются качественными показателями их обученности и подготовленности к действиям в условиях оперативно-служебной (служебно-боевой) обстановки. Первый из них включает проверку уровня управляемости собакой со стороны кинолога. Второй показатель

- это степень готовности служебной собаки выполнять все необходимые действия согласно ее служебному предназначению, в ситуациях, максимально приближенных к тем, в которых она должна применяться.

Таким образом, качество подготовки кинологов и служебных собак является фундаментом для их последующих эффективных действий в ходе выполнения оперативно-служебных (служебно-боевых) задач.

В соответствии с законом и ведомственными нормативными актами специалисты-кинологи могут выполнять служебные и боевые задачи, связанные с использованием служебных собак в качестве специального средства только после того, как они пройдут необходимую подготовку, а также будут периодически проходить переподготовку по специальности.

Согласно ст. 12 Закона РФ “О милиции” и ст. 25 Федерального закона “О внутренних войсках МВД Российской Федерации” при применении служебных собак в качестве специального средства кинологи органов и войск МВД России обязаны:

1) предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается использование служебных собак, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении собак создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, сотрудников милиции или военнослужащих, может повлечь иные тяжелые последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным или невозможным;

2) стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб от применения собаки был минимальным;

3) обеспечить оказание довгачебной помощи лицам, получившим тяжелые поврежде ния;

4) докладывать (для военнослужащих внутренних войск) своему непосредственному командиру (начальнику) о каждом случае применения служебных собак;

5) уведомлять прокурора о всех случаях смерти или ранения лица, в отношении которого была применена служебная собака.

Запрещается применять служебных собак в качестве специального средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

В то же время, служебные собаки применяются в качестве специального средства в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона РФ “О милиции” и частью 1 статьи 28 Федерального закона “О внутренних войсках МВД Российской Федерации”, которые регламентируют порядок использования сотрудниками и военнослужащими оружия.

Применение кинологами ОВД и внутренних войск служебных собак в качестве специального средства с превышением их полномочий влечет ответственность, установленную законом.

Из смысла части первой статей 14 и 27: Закона РФ “О милиции” и Федераль-

ного закона “О внутренних войсках МВД Российской Федерации” вытекает, что применение служебных собак в качестве специального средства необходимо рассматривать и оценивать как:

1) применение служебных собак в качестве специального средства психологического и физического воздействия на правонарушителей (особого средства пресечения правонарушений) см.: пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6 ст. 14 Закона РФ “О милиции”;

пп. “а”,'“б”, “в”, “г”, “д”, “е”, “ж”, “з” и частично п. “к” Федерального закона “О внутренних войсках МВД Российской Федерации”;

2) применение служебных собак в качестве биодетектора запаховой информации - см. п. 9. и п. “к” соответствующих законодательных актов, указанных выше.

В то же время следует иметь в виду, что подобная дифференцировка служебных собак на практике носит достаточно условный характер, поскольку в большинстве случаев собаки применяются сотрудниками и военнослужащими в качестве универсального специального средства. Так, в зависимости от складывающейся оперативно-служебной (служебно-боевой) обстановки они могут быть использованы на начальном этапе в качестве детектора запаховых следов (например, поиск преступника по его индивидуальному запаховому следу), и буквально уже в следующий момент они могут задействоваться в качестве биомеханического специального средства, способного путем физического воздействия на правонарушителя нейтрализовать его сопротивление. Одновременно с этим необходимо иметь в виду, что такое разделение функций служебных собак по их предназначению предоставляет юристам возможность осуществлять регламентирование их применения в качестве специального средства. В свою очередь, при достижении этой цели появляются вполне реальные предпосылки упорядочить и другие вопросы, в том числе в области подготовки и применения служебных собак. В частности:

1) усовершенствовать систему подбора и дрессировки собак с учетом их кате-горирования, которое имеет место как в ОВД, так и во ВВ МВД России;

2) повысить эффективность применения служебных собак в качестве специального средства, максимально приблизив их поведение к состоянию абсолютной управляемости со стороны кинолога;

3) специализировать и одновременно унифицировать подготовку кинологов в качестве специалистов.

Более подробно и всесторонне эти проблемы будут рассмотрены и изложены в следующей главе настоящего учебника.

Таким образом должностные обязанности кинологов регламентируются различными нормативными актами, в том числе законами: “О милиции”, “О внутренних войсках МВД Российской Федерации”.

Вместе с тем еще более широкие полномочия предусматриваются законодательством для кинологов при выполнении ими оперативно-служебных (служеб-но-боевых) задач в условиях обеспечения правового режима чрезвычайного положения, а также в условиях чрезвычайных обстоятельств. В этом случае их деятельность регламентируется (в дополнение к законодательным актам, указанным ранее) нормами Закона РФ “О чрезвычайном положении”, согласно которому порядок и условия применения служебных собак в качестве специальных средств не подлежат изменению. Однако при несении специалистами службы собак внут-

ренних войск боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения они наделяются следующими дополнительными правами:

1) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности (за исключением дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации), и осматривать их (в том числе при помощи служебной собаки) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, либо произошел несчастный случай;

2) осуществлять досмотр транспортных средств (в т.ч. с использованием служебной собаки), а также досмотр граждан в целях защиты их жизни, здоровья и имущества;

3) использовать транспортные средства предприятии, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций, а также транспортных средств специального назначения), транспортные средства общественных объединений или граждан для проезда к месту чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств, доставления в лечебные учреждения граждан, преследования лиц, совершивших преступление, и доставления их в милицию;

4) не допускать граждан в целях защиты их жизни, здоровья и имущества на отдельные участки местности и объекты; обязывать их оставаться на указанных участках местности и объектах или покинуть их;

5) ос^дествлять при необходимости проверку у граждан документов, а в исключите/, ^ных случаях, при имеющихся данных о наличии у /раждан оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, производить личный досмотр граждан, досмотр их вещей, жилых и иных помещений, транспортных средств, при этом применение служебных собак осуществляется согласно правилам, изложенным в ведомственных нормативно-правовых актах;

6) задерживать граждан, нарушающих режим комендантского часа, в этом случае кинолог имеет право использовать служебную собаку в качестве специального средства строго в соответствии со ст. ст. 25. 27 Федерального закона “О внутренних войсках МВД Российской Федерации”.

В условиях обеспечения режима чрезвычайного положения либо при возникновении чрезвычайных обстоятельств кинологи органов и войск МВД России обязаны быть готовы к применению служебных собак в качестве специального средства для выполнения следующих задач:

1. Поиск, преследование и задержание преступников, находящихся в розыске.

2. Усиление нарядов милиции (войсковых нарядов), выполняющих задачи в районах ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

3. Подавление либо сковывание действий вооруженного (вооруженных) преступника (преступников) в ходе захвата.

4. Проведение осмотра зданий, сооружений и других объектов с целью обнаружения взрывчатых или наркотических веществ, укрывшихся правонарушите-

лей, вещественных доказательств, орудий преступления и т. д.

5. Повышение эффективности и надежности охраны объектов.

6. Обыск транспортных средств и перевозимых ими грузов в целях выявления в них оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических веществ.

7. Обеспечение охраны имущества граждан, предприятий и учреждений, по-(страдавших в результате стихийных бедствий либо техногенных катастроф.

8. Ведение разведки местности, районов (населенных пунктов) предполагаемой дислокации бандформировании.

9. Повышение действенности нарядов (подразделений), осуществляющих “зачистку” населенных пунктов после ликвидации в них преступных группировок, а также выполнение других оперативно-служебных (служебно-боевых) задач, которые могут быть возложены на ОВД и внутренние войска в подобных ситуациях.

Эффективность, качество и результативность кинологической деятельности в системе МВД России, как впрочем и любой другой, во многом зависят от возможности и условий ее всестороннего обеспечения. Основными видами всестороннего обеспечения оперативно-служебной (служебно-боевой) деятельности кинологов ОВД и внутренних войск следует считать:

1) научное обеспечение;

2) правовое обеспечение;

3) методическое обеспечение;

4) материально-техническое обеспечение;

5) ветеринарно-санитарное обеспечение и др.

Под научным обеспечением кинологической деятельности в системе МВД России понимается комплекс знаний об особенностях управления и функционирования кинологическо^ деятельности в ОВД и во внутренних войсках и oci^-ванных на них научных рекомендаций по совершенствованию этой деятельност л ' в целях повышения эффективности охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

Научное обеспечение кинологической деятельности ОВД и внутренних войск включает организацию и осуществление следующих мероприятий:

1. Обобщение, анализ, систематизация фундаментальных и прикладных научных знаний, являющихся основой кинологической деятельности правоохранительного ведомства и создания условий для приобретения ими определенной информационной формы: монографии, диссертации, учебные пособия, статьи, доклады, методические рекомендации и т. п.

2. Формирование единой системы обучения.

3. Внедрение научных знаний в практику кинологической деятельности посредством апробации наставлений, инструкций, методических указаний, учебников, справочников и т. д.

1 Необходимость практической реализации этих мероприятий исходит из реальной оперативно-служебной (служебно-боевой) обстановки, в условиях которой действуют специалисты-кинологи ОВД и внутренних войск. Потребности которой настоятельно требуют активизировать научное обеспечение кинологической деятельности, поскольку именно посредством этого может быть обеспечена высокая эффективность применения служебных собак в качестве специального средства.

Кроме вышеназванного, необходимость интенсивного развития научного обеспечения кинологической деятельности обуславливается:

1) закономерностью опережающего развития науки с целью внедрения ее достижений в практику кинологической деятельности, позволяющей поддерживать ее функционирование на уровне современных требований;

2) необходимостью постоянного, систематического повышения профессиональной квалификации каждого кинолога в течение всего срока службы в ОВД и внутренних войсках;

3) возможностью использования результатов применения служебных собак в целях получения доказательственной информации, необходимой для установления истины по уголовным делам.

Не менее существенное значение для кинологической деятельности имеет ее правовое обеспечение, состоящее:

1) в законодательном урегулировании кинологической деятельности в системе МВД России;

2) организации правового обучения кинологов ОВД и внутренних войск;

3) разработке и совершенствовании ведомственных нормативных актов в целях обеспечения нормального функционирования системы кинологической деятельности.

В настоящее время оперативно-служебная (служебно-боевая) деятельность специалистов-кинологов органов и войск МВД России регламентируется множеством законодательных и других нормативно-правовых актов, перечень которых приведен в начале этой главы. И все-таки, как подтверждает практика, эти документы не полностью охватывают все стороны деятельности специалистов. Многие ее аспекты требуют дополнительного правового регулирования. В частности, в системе М^Д России отсутствуют: Правила применения служебных собак в качестве специального средства, Положение о единой системе организации профессиональной подготовки кадров кинологов ОВД и внутренних войск, Положение о племенной и селекционной деятельности кинологов органов и войск МВД России, а также некоторые другие правовые нормы.

Важное значение для практической деятельности кинологов имеет знание ими правовых актов, которые определяют порядок действий по применению служебных собак в качестве специального средства, выполнение специалистами функциональных обязанностей и другие аспекты. Поэтому овладение этими знаниями является неотъемлемым фактором их профессиональной подготовки. В связи с этим возникает настоятельная потребность в подготовке и издании Сборника нормативных документов, регламентирующих кинологическую деятельность в системе МВД России, в содержании которого целесообразно предусмотреть краткий комментарий, поясняющий особенности и порядок действия правовых норм в отношении кинологов и их профессиональной деятельности. Это позволит специалистам иметь более ясное и четкое представление о собственном правовом статусе, а также о роли и значении правового обеспечения их оперативно-служебной (служебно-боевой) деятельности.

Методическое обеспечение кинологической деятельности предполагает подготовку и издание необходимой для кинологов учебно-методической литературы (учебные, учебно-методические пособия, методические рекомендации и пр.), а также организацию и осуществление обучения сотрудников кинологических под-

разделений наиболее эффективным формам и методам дрессировки и применения служебных собак.

Разработку необходимой методической литературы следует поручать должностным лицам, обладающим достаточным практическим опытом и знаниями, умеющими обобщать научный и учебный материалы, а также доступно и подробно его излагать. Подготовку учебно-методических пособий, инструкций, методических рекомендаций и т. п. следует осуществлять на основе анализа передового опыта, строго в соответствии с требованиями нормативных документов и с опорой на соответствующие научные достижения.

Обучение специалистов методике дрессировки и применения служебных собак целесообразно проводить регулярно, используя для этого учебно-методические сборы, плановые занятия, различные тренировки, обмены опытом, научно-практические конференции и т. д.

Материально-техническое обеспечение кинологической деятельности в системе МВД России представляет собой комплекс мероприятий по материальному, медицинскому и техническому обслуживанию кинологов и закрепленных за ними служебных собак.

Основными задачами материально-технического обеспечения кинологической деятельности в системе МВД России являются:

1) обеспечение готовности кинологических подразделений и отдельных специалистов к действиям согласно предназначению;

2) организация материального обеспечения кинологов и служебных собак;

3) организация медицинского обеспечения сотрудников и военнослужащих кинологических служб;

4) строительство, эксплуатация, содержание и ремонт жилых, служебных, учебных и других объектов кинологических подразделений;

5) оснащение кинологов техническими средствами, инструментами и приборами, необходимыми для дрессировки, управления и применения служебных собак;

6) создание и содержание установленных запасов продуктов питания для собак и др.

Успешное решение этих задач достигается:

1) знанием особенностей профессиональной деятельности кинологов ОВД и внутренних войск и наличием соответствующих табелей положенности и норм;

2) сбором, обобщением, анализом и оценкой данных о наличии и состоянии имеющихся у специалистов (в подразделениях) материально-технических средств;

3) возможностью органов снабжения поставки требуемых средств и своевременным финансированием кинологических структур;

4) своевременным планированием и организацией материально-технического обеспечения;

5) неукоснительным соблюдением специалистами тыла служебной дисциплины;

6) обоснованным и непрерывным управлением организации материально-технического обеспечения кинологической службы.

Одним из основных видов обеспечения кинологической деятельности является ее ветеринарно-санитарное обслуживание. От своевременности, полноты и качества работы ветеринарных врачей и младшего персонала зависит жизнь и

здоровье собак, их работоспособность. Это, в свою очередь, влияет непосредственно на эффективность применения служебных собак в ходе выполнения личным составом оперативно-служебных (служебно-боевых) задач.

Правовой основой ветеринарно-санитарного обеспечения, кинологической деятельности ОВД и внутренних войск являются: Закон РФ “О ветеринарии” и Приказ МВД России от 23.04.1999 г. № 309, утверждающий “Положение о ветеринар но-санитарном надзоре в системе МВД Российской Федерации”.

Ветеринарно-санитарное обеспечение кинологической деятельности в системе МВД России заключается:

1) в организации и проведении ветеринарной подготовки сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск;

2) осуществлении полноценного ухода за служебными собаками;

3) своевременном ветеринарном осмотре собак и их ветеринарной обработке;

4) зоотехнической и ветеринарно-санитарной работе в городках служебных собак, на питомниках по разведению щенков и т. п.;

5) постоянном контроле за качеством приготовления и состоянием корма для служебных собак;

6) систематической проверке состояния специального снаряжения собак и его обработке;

7) оказании полноценной и квалифицированной лечебной помощи служебным собакам и щенкам;

8) участии в подборе и комплектовании подразделений собаками, а также выполнении других соответствующих действий.

Нормативной базой материально-технического обеспечения кинологической службы является Приказ МВД России от 20.10.1999 г. № 816, пункт 5.8. которого предписывает “Осуществлять обеспечение подразделений кинологической службы материально-техническими средствами, ветеринарными препаратами оборудованием, специальным снаряжением, предметами ухода для содержания, дрессировки и применения служебных собак за счет выделяемых на эти цели ассигнований и в соответствии с нормами положенности”.

Последним компонентом в общей структуре кинологической деятельности ОВД и внутренних войск является организация управления кинологическими подразделениями, а также действиями отдельных кинологов, особенно в условиях осложнения оперативно-служебной (служебно-боевой) обстановки.

Управление в системе кинологической службы органов и войск МВД России - это целенаправленная деятельность соответствующих должностных лиц ОВД и внутренних войск по поддержанию кинологов и служебных собак в состоянии постоянной готовности для выполнения поставленных задач, а также по подготовке их к действиям и руководства ими в ходе оперативно-служебной (служебно-боевой) деятельности.

Правовой основой организации и осуществления управления кинологическими подразделениями в системе МВД России являются законодательные и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов и войск МВД России, в том числе: Временный Устав ВВ МВД Российской Федерации, Временное Наставление по службе штабов ВВ МВД России, Приказ МВД России от 20.10.1999 г № 816 “О мерах по дальнейшему развитию кинологической службы в системе МВД России”, “Устав ППС милиции общественной безопасности Российской Федерации” и другие.

Управление кинологической деятельностью в системе МВД России включает:

1) организацию и проведение мероприятий по повышению (поддержанию) готовности кинологов и служебных собак к выполнению возложенных на них задач;

2) непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение, анализ и оценку данных обстановки внутри кинологических служб;

3) принятие управленческих решений и их оформление;

4) доведение задач до подчиненных;

5) планирование оперативно-служебной (служебно-боевой) деятельности кинологов, утверждение этих планов и контроль за выполнением поставленных задач;

6) организацию и выполнение мероприятий по всестороннему обеспечению специалистов и служебных собак;

7) обеспечение постоянного контроля за применением служебных собак в качестве специального средства согласно положениям законодательных и других нормативно-правовых актов.

Управление в кинологической службе системы МВД России организуется и осуществляется на основе решения старших оперативных начальников (командиров). Оно должно обеспечивать обоснованное и эффективное применение служебных собак в качестве специального средства, умелое действие кинологов по успешному выполнению ими задач в установленные сроки и в любой обстановке.

Таким образом, кинологическая деятельность в системе МВД России - это сложный и многофункциональный комплекс мероприятий, проводимых кинологами в тесной интеграции с действиями других служб и подразделений, в пределах предоставленной им компетенции. Нарушение механизма этой деятельности, последовательности выполнения запланированных мероприятий, несоблюдение условий хотя бы одного из положений, регламентирующих действия ОВД и внутренних войск, может повлечь возникновение ситуаций, снижающих эффективность применения служебных собак в качестве специального средства. В связи с чем от специалистов требуется ясное и четкое представление об особенностях и характере функционирования кинологической деятельности в системе МВД России, о месте и задачах кинологов в этом виде действий. Это необходимо для того, чтобы не допустить нарушений предъявленных к ним требований и одновременно обеспечить своевременное и полное выполнение поставленных перед специалистами служебно-боевых задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: