В общей форме любая задача может быть представлена в виде: «дано…», «требуется определить». Руководствуясь этой формой опишем содержание ЗПР для индивидуального и группового ЛПР.
Для индивидуального ЛПР
(S0, T, Q | S, A, B, Y, f, K, Y*)
S0 – проблемная ситуация
T – время для принятия решения
Q – ресурсы, необходимые для принятия решения
S = (S1, S2, … Sn) – множество альтернативных ситуаций, доопределяющих проблемную ситуацию S0
A = (A1, A2, … Ak) – множество целей
B = (B1, B2, … Bj) – множество ограничений
Y = (Y1, Y2, … Ym) – множество альтернативных вариантов решения
f – функция предпочтения ЛПР (упорядочивание вариантов по степени предпочтительности)
K – критерий выбора наилучшего решения
Y* - оптимальное решение (обеспечивает экстремум критерия выбора)
Если время и ресурсы неизвестны и подлежат определению самим ЛПР, то T и Q записывают справа от вертикальной черты.
Для группового ЛПР
(S0, T, Q | S, A, B, Y, F(f), L, K, Y*)
F(f) – функция группового предпочтения
L – принцип согласования индивидуальных предпочтений в групповое.
|
|
Классификация управленческих решений.
Баринов Ю.Г. рассматривает следующие критерии классификации УР:
1. Количество лиц, принимающих решение:
· единоначальные;
· коллегиальные;
· коллективные.
2. Степень определенности информации:
· решения, принимаемые в условиях полной определенности;
· решения, принимаемые в условиях вероятностной определенности;
· решения, принимаемые в условиях неопределенности.
3. Степень охвата объекта управления:
· общие;
· частные;
· локальные.
4. Длительность действий и характер целей:
· стратегические;
· тактические;
· оперативные.
5. Содержание ЗПР:
· экономические;
· организационные;
· технические;
· политические и др.
6. Количество целей:
· одноцелевые;
· многоцелевые.
7. Частота принятия решения:
· одноразовые (случайные);
· повторяющиеся (рутинные).
Требования, предъявляемые к управленческому решению.
Каждое УР должно отвечать следующим требованиям:
• иметь ясную цель;
• быть обоснованным;
• иметь адресата и сроки исполнения;
• быть непротиворечивым;
• быть правомочным;
• быть эффективным;
• быть конкретным, обладать достаточной полнотой, краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений;
• быть своевременным.
Процесс разработки управленческого решения
И его информационное обеспечение