Введение. Надежность - это комплексный фактор, объективно присущий всем материальным системам и дающий возможность устанавливать оптимальную меру соответствия рабочих

Надежность - это комплексный фактор, объективно присущий всем материальным системам и дающий возможность устанавливать оптимальную меру соответствия рабочих процессов и выходных характеристик системы ее функциональному назначению.

Любые технические устройства всегда изготавливались в расчете на некоторый достаточный для практических целей период экономически эффективного использования. Однако долгое время надежность не измерялась количественно, что значительно затрудняло ее объективную оценку. Для оценки надежности использовались такие понятия, как высокая надежность, низкая надежность и другие качественные определения. Установление количественных показателей надежности и способов их измерения и расчета положило начало научным методам в исследовании надежности.

В нашей стране проблема надежности машин в концептуальном аспекте впервые была выдвинута и обсуждена на сессии Академии наук СССР в 1934 году. На первых этапах развития теории надежности основное внимание сосредотачивалось на сборе и обработке статистических данных об отказах изделий. В оценке надежности преобладал характер констатации количественных характеристик потока отказов на основании статистических данных.

Развитие теории надежности сопровождалось совершенствованием вероятностных методов исследования, таких как определение законов распределений наработок до отказа, разработка методов расчета и испытаний изделий с учетом случайного характера отказов и т.п.

Вместе с тем, возникали новые направления исследований, связанные с:

· поиском принципиально новых способов повышения надежности;

· прогнозированием отказов и прогнозированием количественных показателей надежности;

· анализом физико-химических процессов, оказывающих влияние на надежность, установлением корреляционных связей между характеристиками этих процессов и показателями надежности;

· совершенствованием методов расчета показателей надежности изделий, обладающих все более сложной структурой, с учетом все большего числа действующих факторов.

Испытания на надежность совершенствовались главным образом в направлении проведения ускоренных и неразрушающих испытаний. Наряду с совершенствованием натурных испытаний широкое распространение получили математическое моделирование и сочетание натурных испытаний с моделированием. В результате к середине 20-го века сформировались основы общей теории надежности и ее частных направлений по отдельным видам техники.

Увеличивающаяся сложность технических устройств, возрастающая ответственность функций, выполняемых техническими системами, повышение требований к качеству изделий и условиям их работы, возросшая роль автоматизации управления техническими объектами - основные факторы, определившие главное направление в развитии науки о надежности.

Круг вопросов, входящих в компетенцию теории надежности, по мнению К.В. Щурина (статья «Проблема надежности в философском аспекте» credonew.ru/content/view/312/27/), наиболее полно сформулировал акад. А.И. Берг: «Теория надежности устанавливает закономерности возникновения отказов и восстановления работоспособности системы и ее элементов, рассматривает влияние внешних и внутренних воздействий на процессы в системах, создает основы расчета надежности и предсказания отказов, изыскивает способы повышения надежности (при конструировании и изготовлении систем и их элементов, а также способы сохранения надежности при эксплуатации)».

Всякая система обладает определенной детерминированной или вероятностной структурой. В процессе поиска оптимальных путей решения проблем надежности в технике одним из основных является вопрос о взаимосвязи структуры и функции. По особенностям структуры любой конкретной системы практически всегда можно сделать вывод о выполняемой ею функции. В основе надежного функционирования технических систем лежит принцип структурной и функциональной избыточности, отражающий присущее системе единство структуры и функции.

Достижимая избыточность определяется как оптимум, определяемый приемлемым уровнем согласования различных требований к системе: технических, экономических, социальных и т.д. С философской точки зрения оптимизация количественных характеристик избыточности и надежности отражает, по мнению К.В. Щурина, действие законов диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей.

Процессы изменчивости в эволюции технических систем обуславливается, прежде всего, научно-техническим прогрессом в смежных отраслях. Показатели надежности той или иной системы в преобладающей степени формируются путем многокритериальной оптимизации, обеспечивающей рациональное сочетание факторов наследственности и изменчивости с учетом эксплуатационных, экономических, социальных, антропологических и других факторов и внешних воздействий.

Научно-техническая революция привела к появлению во второй половине ХХ века нового класса систем - эргатических, структурной частью которых является человек-оператор.

Обеспечение надежности системы «человек-машина», является главной задачей инженерной психологии; при этом уже не подвергается сомнению, что определяющее значение имеет надежность оператора. Ключевой эргатический фактор состоит в том, что, управляя современными техническими системами, оператор постоянно взаимодействует не с управляемыми объектами, а с их информационными моделями.

Надежность системы «человек-машина» важна, в первую очередь, с точки зрения обеспечения безопасности. Эту проблему мы рассмотрим в разделе «безопасность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: