Для самостоятельной работы (18ч.)

Вопросы:

1. Назовите основные психологические особенности больших и малых социальных групп.

2. Как соотносится психологическая атмосфера групп со стилем работы руководителя? Приведите примеры.

3. Подумайте, чем можно компенсировать автомизацию человеческих отношений в урбанизированной среде?

4. Назовите факторы, лежащие в основе сплочённости группы.

5. Понятие социальной группы, классификация групп.

6. Классовые, этнические, профессиональные, половозрастные группы, их психология.

7. Национальные особенности психологии людей.

8. Понятие «малой группы» в социальной психологии.

9. Условные и реальные группы.

10. Проблема контактности и гомфотерности групп.

11. Принципы группового совместного действия.

12. Общность целей и интересов в группе.

13. Психология индивидуализма, корпоративности и коллективизма.

14. Психология антиобщественных групп.

15. Психологические характеристики группы как субъекта деятельности.

Тесты и задания:

1. Игра «Кораблекрушение».

Отрабатываются процедуры «мозгового штурма», генерации идей, коллективной рефлексии, углубляется понимание роли эмоциональных факторов в условиях группового принятия решений. [см. 18, с.13]

2. Социометрические методы в познании межличностных отношений.

Занятие проводится в форме игры. Слушатели овладевают методом составления социометрических карточек и их анализа. Составляются карточки: «группа как объект руководства» и др. [см. 18, с.13]

3. Психоанализ и саморегуляция. Групповая рефлексия.

Занятие проводится в форме релаксационных упражнений, процедур аутотренинга, самовнушения и саморегуляции психических состояний. [см. 18, с.14]

4. Составьте социометрические карточки вашей семьи, учебной группы, используя комплекс социометрических карт, характеризующих различные состояния группы: направленность, организованность, психологическое единство группы, психологический климат. [см.18, с.45]

5. Проанализируйте причины возникновения массовых психических состояний.

Г. Лебон пишет: «Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или умы, одного из превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворённая толпа представляет временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие путём этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности». [см. 10, с.43]

6. Метод исследования совместимости.

Для исследования совместимости используется гомеостатическая установка Румянцевой. Установка состоит из двух частей: полого металлического стержня, укреплённого на металлической платформе, и металлического кольца, по окружности которого равномерно распределены 4 отверстия. В них закреплены капроновые шпагаты длиной от 4 до 6 метров. Другой конец шпагата снабжён ручкой для захвата их испытуемыми. Испытуемые (4 человека) должны уравновесить кольцо над металлическим стержнем и точно (без касания о стержень) надеть кольцо до основания стержня. Касание кольца о стержень сопровождается звуком и считается ошибкой.

Инструкции испытуемым:

а) надеть кольцо на стержень как можно быстрее;

б) надеть кольцо на стержень как можно точнее.

Остальные члены группы наблюдают, выявляют лидера, определяют степень совместимости.

7. На телефонной станции постоянно возникают конфликты между её сотрудниками и клиентами из-за ошибок, допускаемых при обслуживании. Как, по вашему мнению, можно уладить конфликт в коллективе? [см. 19, с.39]

8. Проверьте себя и окружающих вас людей (дома и на производстве) психогеометрическим тестом, какую коррекцию следует осуществить, чтобы сохранить значимые для вас отношения. [см. 10, с.60]

9. К. Левин поставил эксперимент на выявление роли стиля руководства группой в совершающихся групповых процессах. Для наблюдения были взяты три группы школьников. Им было дано задание делать игрушки из папье-маше. В каждую группу был назначен заранее подготовленный руководитель, олицетворяющий один из известных трёх типов: авторитарный, демократический, анархический (либеральный). Далее специалисты вели наблюдение за работой и поведением детей.

Как вы думаете, что они увидели? Как вели себя дети в группах при этих руководителях? [см. 17, с.41]

10. Интернациональный экипаж из семи человек на крохотной папирусной лодке оказались в огромном океане. Предположите, какие отношения сложились в этой маленькой формальной группе? [см. 17, с.47]

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.-376с.

2. Алексеева А.А., Громова Л.А. Психология для менеджеров. - 1991

3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., МГУ, 1983

4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990

5. Гальперин Г.В. Психология личности: М.: Прогресс, 1987

6. Десев Л. Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979

7. Диденко И. Проблемы межличностных отношений: аспект// Прикладная психология и психоанализ. –1998 - №5-6 – с.33-41

8. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс,1989

9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспекты. – М.: Издательство МГУ, 1991-205с.

10. Ковалевич В.Т., Козлов А.А. Социально-психологические и экономические аспекты управления социально-производственными системами. – Красноярск: КрасГАСА, 1998 - 116с.

11. Лебон Г. Психология народов и масс. СПБ: издательство Павленкова, 1896

12. Левыкин И.Т., Барская О.Л. Состояние и динамика благополучия самочувствия социальных групп и личности// Образ жизни в условиях перестройки: динамика, тенденции, противоречия. М., 1992

13. Морено Д. Социометрия. М.: Издательство иностран. Литература, 1965

14. Старосьцяк Е. Элементы науки управления. М.: Прогресс, 1965

15. Сенкевич Ю.А. На РА через Атлантику. Л.: Гидрометеоиздат, 1973

16. Сороковой А.Г. Социально-психологические основы производства. М.: Экономика, 1971

17. Социальная психология: Учебное пособие, часть1/2 под ред. В. Т. Ковалевич; КГТУ, Красноярск, 1994 - 159с.

18. Социальная психология: Методические указания для студентов заочного факультета. Сост. В. Т. Ковалевич, М. М. Носкова, С. В. Зиборова; КрПИ. Красноярск, 1993- 52с.

19. Социальная психология: тесты, задания и упражнения, часть 2. / Под ред. В.Т. Ковалевич; КГТУ, Красноярск, 1994 – 76с.

20. Титоренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль. 1987

21. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «я» // Диалог 1990., №12

22. Шихирев П. Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений// Психологический журнал. 1992. Т.13. №1

23. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. - М.: Аст; Ростов-на-Дону, Феникс, 1999-540с.

24. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995.-544с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: